Анатолий, здравствуйте. Вы являетесь основателем Киевской школы йоги и автором методики корректного подхода к позвоночнику. Расскажите, пожалуйста, о том, почему Вы решили создать собственную методику практики «Ваджра йога» и в чём её уникальность?
Я не решал создавать новую методику. Все получилось само собой. У меня были другие планы — влиться в чью то школу.
Я начал заниматься йогой в 15 лет, просто слушал и делал то, что мне говорили. В какой то момент (лет через 12) я почувствовал, что что-то не так. Я получил травму спины на тренировке и начал искать выход из ситуации.
Я встретился, на мой взгляд, с величайшим учителем, и тот меня обучил правильному обращению с человеческим телом. Со временем на проверку оказалось, что все новое это хорошо забытое старое.
Дело в том, что то, чему меня обучил этот учитель это простой принцип — «ровная спина». Но не буквально конечно, а я сейчас говорю как бы о сути знания.
Этот учитель дал мне больше чем я искал. Я искал просто исцеления, а нашел Путь. Мой учитель оказался ВИДЯЩИМ, потому знание, которое я получил, выходит за пределы системы йоги.
Корректный подход к позвоночнику и Ваджра йога
Сама методика, которая логически вытекала из полученного знания начала носить название «Йога КПП» (корректный подход к позвоночнику). Но так как знание, которое я получаю, выходит за пределы йоги и касается не только тела человека, мы начали называть ее ВАДЖРА.
В чем уникальность?
Ну, давайте обозначим вначале, что мы говорим о части Знания, которое относится к физическому телу.
В том, уникальность, что в отличие от современного подхода в спорте и так называемой «йоге» мы сохраняем здоровье позвоночника, понимаем причину заболеваний физического тела.
Для внешнего наблюдателя наша практика отличается тем, что мы идем срединным путем, не используем граничные нагрузки, не используем скручивания, боковые деформации позвоночника и глубокие прогибы. Я бы сказал, что мы больше работаем локальными мышцами, как и задумывала природа.
Анатолий, раскройте, пожалуйста, шире, что Вы понимаете под глубокими прогибами, боковыми деформациями позвоночника, граничными нагрузками и почему вместе со скручиваниями они не используются в Ваджра йоге?
Я имею в виду, что с телом так поступать нельзя. То есть нельзя делать наклоны в бок, при прогибах пользоваться руками или инерцией и скручивать позвоночник. И дело не только в том, что в йоге раньше не было таких упражнений, и это не случайно.
Конструкция позвоночника не предусматривает такого.
Понимаете, мы рассматриваем тело как механизм. Это сложный, биоэлектрический механизм, который имеет ограничение, как и любой другой механизм в этом физическом мире.
Например, вы открываете ноутбук — и экран перед вами, вы работаете. Но если вы попробуете свернуть экран в бок — то вы просто его сломаете. Вот так же и с позвоночником. Просто тело совершеннее и не так быстро ломается. Впрочем, бывает по-разному. Иногда генотип позволяет человеку долго ломать тело, тогда такой человек может стать циркачом или преподавателем йоги, или гимнастом. Тогда он будет долго «ломать спины» другим, пока сам не почувствует, что возникли неполадки.
Анатолий, поясните, пожалуйста, идею о том, что раньше в йоге не было таких упражнений, например, как аштавакрасана, эка пада каундиниасана, тирьянга мукха уттанасана. Считаете ли вы такие геометрические положения тела новоделом мастеров йоги ближайшей современности, таких как Шри Кришнамачарья, Дхирендра Брахмачари и других?
А что тут прояснять. Люди, которых Вы перечислили, жили в 19 и 20 веках. А йога имеет историю как минимум более 5000 лет.
Похоже на то, что именно в это время как раз и начали вводить эти упражнения. Подтверждением этого является то, что в более старых текстах мы не находим «кривых» положений тела.
Исследователям порекомендую перечитать Упанишады. И даже более поздние тексты Шива Самхита и Гхеранда Самхита (15-17 в н.э.) еще не содержат скручиваний или стоек на голове или мостов и т.д.
Поэтому думающий пусть анализирует.
По-моему, первая скрутка описана только в «Хатха Йога Прадипике» как матсиендрасана
Да, и внимательно читающий заметит кое-что еще:
1. В описании сказано, что асаны оставил Шива, и 4 основных из них — с прямой спиной. То есть здесь передается идея о том, что йога была передана человечеству.
2. Возле матсиендрасаны сказано — что эту «асану придумал человек — Матсиендранатх». Я думаю, что с этого времени как раз и можно считать, что начался упадок йоги. Хотя я лично думаю, что упадок начался ранее.
Анатолий, но если ориентироваться только на асаны, описанные в популярных первоисточниках, то нам остаётся практиковать 0 асан из Йога Сутр Патанджали, 32 асаны из Гхеранда Самхиты и 15 из Хатха Йога Прадипики. Или я что-то упустил? Не считаете ли Вы, что для многовекторной проработки физического и тонких тел такого количества положений недостаточно?
Интересно также узнать, как Вы относитесь к комментарию Свами Сатьянанда Сарасвати к 18 шлоке ХЙП, где говориться, что «Йогическая традиция утверждает, что всего существует 84 лакха (8400000) асан, то есть существует столько асан, сколько форм жизни. Не удивительно, что Сватмарама говорит, что он собирается описать только «некоторые» из асан!»?
Я думаю, что каждый выбирает сам. Нас потому так много, что бы были испробованы многие варианты подходов. Я говорю о своем подходе, я вижу в нем разумность.
Можно говорить с разных сторон, почему и сколько асан. Я предпочитаю обычно объяснять не с точки зрения количества, а с точки зрения биомеханики и разумности. Но если вы хотите с точки зрения истории, то обратите внимание на следующий момент.
Если почитать внимательно Гхеранду Самхиту, то вы найдете такое:
То есть это знание объяснялось не только для одного мира. К примеру, в астральном мире вы можете делать намного большее количество асан. Именно так меня тренировал первый учитель — он вначале говорил сделать асану в астральном плане, а потом уже в физическом мире.
Я скажу так — ко мне приезжают обучаться те, кто уже либо прошли многие школы и кое-что поняли. Либо кому сразу понятно. Есть люди, которые хотят цирк — это не ко мне. «Йога далека от гимнастики и еще дальше от цирка».
Практика в астральном плане похожа на идеомоторную тренировку?
Нет, это не идеомоторная тренировка. Я должен был во сне сделать ту или иную асану.
С подходом Ваджра йоги к выполнению асан стало более-менее понятно, а какие ещё практики Вы используете в методике?
Если кратко, то так: созерцание (разные аспекты), йога нидру, философию, костоправство, психологию.
Как дополнительные практики есть и пранаяма, и шаткармы, и пратьяхара. Также практикуется самадхи и нирвана, но это как отдельные практики и не в группах.
Я сказал бы, что к йоге у нас «классический подход», но этот термин так заюзали, что во избежание неверных трактовок, я так не говорю обычно:)
Анатолий, личный вопрос. Что конкретно для тебя самое сложное в движении по пути йоги и как ты с этим справляешься?
Самое сложное — найти хорошего учителя. Это даже не сложность, скорее везение. Мне просто повезло в этой жизни.
Можешь подробнее рассказать о своём учителе и о том, что ты перенял от него?
Я обучаюсь у него последние 11 лет. Он не только лечит практически любые болезни, но и обладает некоторыми способностями, выходящими за обычные человеческие рамки. Я перенял от него, прежде всего, простоту взглядов, логичность и разрушение шаблонов.
Анатолий, в завершение нашего интервью, дай, пожалуйста, своё напутствующее слово нашим читателям относительно разумной практики йоги, ведущей к гармоничному росту осознанности.
Анатолий, спасибо за интересную и содержательную беседу!
Вопросы задавал Сергей Чернов