«Отвлечение чувств, ума и сознания от контакта с внешними объектами и последующее приведение их к созерцателю есть пратьяхара» — таким образом определят Патанджали пятую ступень
При помощи предыдущих аспектов йоги (
Здесь начинается отрешенность (
Подобно птице, имеющей два крыла, для осуществления йоги также необходимо наличие двух элементов практики – от ямы до пранаямы и от пратьяхары до самадхи.
Пратьяхара освобождает чувства восприятия, лишает их источника питания, которым являются желания и их удовлетворения.
Процесс пратьяхары можно разбить на четыре стадии:
— физическую, когда энергия, отвлеченная от органов действия (руки, ноги, рот, органы репродуктивной и выделительной системы) и чувств восприятия (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), направляется в мозг;
— ментальную, где происходит успокоение колебаний волн сознания в четырех долях головного мозга;
— интеллектуальную, при которой разум приводится к стволу мозга;
— духовную, при которой энергия разума и сознания направляется к вместилищу совести.
Кульминацией всех этапов пратьяхары является видение ослепительного света собственной души.
Пратьяхара естественным образом возникает в результате длительной практики асан и пранаямы. Когда в перерывах между выполнением асан или прямо в самой асане сознание практикующего начинает «уплывать» во внутрь, и он четко осознает, что не спит, то это и есть пратьяхара, которая затем сменяется предмедитативным состоянием.
Она является необходимым этапом перестройки восприятия, запуская его по новому пути и разделяя внешнюю (бахиранга) и внутреннюю (антаранга) части йоги согласно Патанджали.