В классическом тексте по хатха йоге «Хатха Йоге Прадипике» в отношении важности использования бандх (замков) говориться следующее: «при сжатии промежности, выполнении уддияны (втягивание живота) и запирании пингалы и иды посредством джаландхара бандхи (шейного замка) становится активной сушумна”.
Так как прана находится в постоянном движении в организме человека, попеременно активизируя то иду, то пингала нади, это приводит к возникновению различных состояний, биоритмов и колебаний ума. Йогическая практика устраняет данные флуктуации между двумя крайностями иды и пингалы. И хотя известно множество техник по формированию равновесного состояния между телом и умом, самой эффективной технологией является использование трех бандх (замков): мула-, уддияна- и джаландхара бандхи, которые осуществляют связывание и удержание энергии.
Мула бандха
«Прижатие промежности или влагалища пяткой и сжатие прямой кишки, так, что апана вайю движется вверх, — это мула бандха» (Хатха Йога Прадипика).
При сокращении мышц промежности весь низ тазовой области начинает подтягиваться вверх. Однако следует отметить, что частой ошибкой при освоении мула бандхи является сокращение ануса, что известно как ашвини мудра. Мула бандха осуществляется в центре тела, не сзади и не спереди. Тогда осуществляется непосредственное сжатие муладхара-чакры. Систематическое контролируемое сжатие области промежности или шейки матки генерирует в тонком теле тепло, которое пробуждает потенциал кундалини.
«При регулярном выполнении мула бандхи происходит объединение праны и апаны, наблюдается уменьшение мочеиспускания и стула, и даже очень старый человек вновь становится молодым».
«Апана направляется вверх в область огня (манипура чакру), увеличивая его пламя».
«После того, как апана и огонь встречаются с праной, которая сама по себе является горячей, еще больше усиливается качество тепла в теле».
«Тогда кундалини, чувствуя жар, просыпается, подобно змее, по которой ударили палкой, шипя и выпрямляясь».
«Как змея вползает в свою нору, так и кундалини входит в брахма нади (центральный элемент сушумны). Поэтому йог должен всегда выполнять мула бандху.» (Хатха Йога Прадипика, шлоки 66-69).
Техника выполнения мула бандхи
Техника выполнения мула бандхи 1
(техники описаны по возрастающей степени сложности)
1. Примите сидячее удобное положение в медитативной позе с полностью выпрямленным позвоночным столбом (предпочтительно в сиддхасане
2. Расположите кисти рук на коленях, выполнив джняна мудру и, закрыв глаза, полностью расслабьтесь, сделав несколько глубоких циклов дыхания, внимательно наблюдая за ощущениями в теле.
3. При прямом позвоночнике и расслабленном теле мужчинам следует сжимать область, располагающуюся внутри промежности, (точка 2) концентрируя там свое внимание. Женщины фокусируются на шейке матки, поскольку должны сокращаться мышцы шейки матки и влагалища.
Сокращение должно осуществляться в течение нескольких секунд при полностью спокойном и ровном дыхании.
4. Выполнить до двадцати циклов.
Техника выполнения мула бандхи 2
1. Подготовка аналогична предыдущей практике.
2. Сократить мышцы промежности или шейки матки и стремиться максимально долго удержать это сокращение.
3. Полностью расслабиться.
4. Выполнить до двадцати подходов.
Техника выполнения мула бандхи 3
1. Подготовиться аналогично первой технике.
2. Сжатие должно происходить лишь частично и очень нежно. Слегка напрягая мышцы, удерживать их без расслабления.
3. Сократить мышцы несколько сильнее.
4. Сокращать мышцы все сильнее, пока приблизительно за десять раз не будет достигнута максимальная степень сокращения.
5. Стремиться удержать такое положение максимально долго при нормальном дыхании.
Уддияна бандха
«Уддияна бандха так зовется йогинами, потому что посредством ее практики прана поднимается по сушумне».
«Данная бандха также называется летящей или поднимающей бандхой…» (Хатха Йога Прадипика, шлоки 55-56)
При практике уддияны органы брюшной полости подтягиваются вверх и внутрь, формируя естественный поток энергии, направленный вверх.
Уддияна бандха способствует изменению движения вниз апана вайю и объединению ее с прана вайю и самана вайю в манипура чакре. Когда данные противоположные энергии встречаются вместе (апана и прана), то происходит мощнейший взрыв потенциальной энергии, которая поднимается вверх по сушумне, активизируя высшие чакры.
При корректном выполнении уддияны увеличивается жизнеспособность, поскольку она мощным образом оптимизирует внутренние органы, мышцы, нервную и эндокринную системы. Формирующийся эффект «всасывания» способствует притоку свежей крови и легкому массажу сердца при участии диафрагмы. Образовавшееся отрицательное давление в области грудной клетки способствует оттоку венозной крови от брюшной области и обогащению внутренних органов свежей артериальной кровью.
Происходит укрепление автономных нервных узлов, формирующих солнечное сплетение. Оказывается прямое воздействие на процессы пищеварения, всасывания и выделения веществ. Помимо этого уддияна укрепляет мышечную ткань диафрагмы и мышц, участвующих в процессе дыхания. Благодаря сжатию легких в процессе практики улучшается степень газообмена. Так как мозг во время задержки дыхания находится в состоянии недостатка кислорода, то его адаптивная функция также улучшается.
Уддияна бандха может выполняться стоя, сидя или лежа на спине. Для первоначального освоения лучше начинать с положения стоя. Желудок должен быть совершенно пустым. Желательно перед практикой опорожнить кишечник.
Техника выполнения уддияна бандхи 1
1. Станьте в вертикальное положение, расставляя стопы приблизительно на расстояние ширины плеч.
2. Слегка согнув ноги в коленных суставах, расположите кисти рук над коленями на бедра так, чтобы большие пальцы оказались внутри, а остальные – наружу.
3. При ровной спине, и открытых глазах нужно глубоко вдохнуть через нос, а затем быстро и полностью выдохнуть через рот без чрезмерного усилия, выполняя джаландхара бандху — опуская подбородок к груди и поднимая плечи.
4. Осуществите втягивание живота по направлению к позвоночному столбу и немного вверх и зафиксируйте это положение на несколько секунд.
5. Перед вдохом следует расслабить живот и желудок, отпуская «замок» джаландхары, поднять голову и выпрямиться.
6. Сделав несколько глубоких и осознанных циклов, сделайте еще несколько циклов (от трех в сумме для начинающих, постепенно увеличивая количество повторов до десяти в течение нескольких месяцев).
Техника выполнения уддияна бандхи 2
1. Примите удобное положение в бхадрасане
или в сиддхасане (для мужчин)
или в сиддха йони асане (для женщин)
или же в падмасане
2. При прямом позвоночнике положите кисти рук на колени.
3. Выполните от 3 до 10 циклов уддияна бандхи совместно с джаландхарой, как описано в технике выполнения 1.
Джаландхара бандха
Упоминаемая уже ранее джаландхара бандха берет свое название от санскритского термина «джал», что означает горло и «дхара» — поддержка.
Джаландхара исцеляет ряд воспалительных заболеваний горла, оптимизируя функции щитовидной и паращитовидных желез. Данный замок при наклоне головы блокирует иду и пингалу, заставляя энергетические потоки устремляться в сушумну и собирает прану в вишудха чакре.
Привет! А воду пить обязательно При практики удияна бадха? На некоторых вебсайтах пишут, что делать надо на пустой желудок.
После полного выдоха и задержки дыхания, можно обнаружить что можно выдохнуть на усилие ещё немного(до вдоха) это и называется довыдох
Здравствуйте, я так и не понял что такое довыдох. Нигде не объясняется.
Как понять правильно ли я делаю мула бандху или нет ?
А еще я заметил что ничего вообще не ощущаю когда выполняю упражнение. Кроме того что мне нередко не хватает дыхания. А какие-то волны, энергию вообще никогда не ощущал. Не знаю в чем дело. Хотя уддияну я делаю не первый день и не первый месяц. Выполняю не систематически, но даже когда систематически не чувствую никакого эффект и не ощущал никогда.
1. Разминку делать не обязательно, но лучше делать натощак.
2. Будет плюсом.
3. Издеваться над дыханием не стоит, допустим лишь незначительный дискомфорт.
4. Выдох-задержка-уддияна-довыдох (если актуально)-вдох. Отдых — хотя бы 1 дыхательный цикл.
5. Плюсом будет полная мулабандха.
6. Не насиловать дыхание, ставить после выдоха дхаландхара бандху и делать довыход перед вдохом.
7,8 Как только начинает получаться наули — делайте наули. Я дополнительно рекомендую включать в цикл наули динамическую агнисару. Сам делаю 7 витков против часовой стрелки, 7 витков по часовой в наули и 7 пульсаций в агнисаре. После свободного вдоха-выдоха повторяю этот цикл.
? вам душевное. Вот задался вопросом. Правильно ли я делаю удияну. И больше всего беспокоят два фактора: 1) Нужно ли делать разминку перед удияной, какой она должны быть ? 2)Нужно ли помимо от удияны тренировать мышцы промежности ? 3)Нужно ли увеличивать время на выдохе или время остается постоянным но растет количество подходов ? (По поводу времени написал из-за того что у меня не хватает возможности или сил продержаться последние секунды. Появляется сильное желание вдохнуть после секунд 15, хотя по разному.) 4)Что есть один подход и какой отдых должен быть между подходами ? 5)Нужно ли напрягать точку в половых органах и анус или достаточно половые органы. Вот тут я как-то не понял. 6)Что сделать чтобы после выполнения упражнения не было чувства что грудная клетка остается под вакуумом ? 7)Как должен идти прогресс в упражнении ? 8)Когда можно переходить к наули ?
Здравствуйте, Натали. Выполнят мула и уддияана бандху при геморрое не только можно, но и нужно. Важно, чтобы при сокращении анального сфинктера из трещин не было кровотечения. Ощущение жара — нормальное явление.
Здравствуйте! Подскажите можно ли выполнять мула бандху и уддияна бандху при гемморое и трещинах? Ощущение сильного жара возникает в промежности,это нормально?))
Практикую уже давно, но ответа на этот вопрос не нашла и не почувствовала((
Здравствуйте, Сапна.
«Может ли уддияна выполняться одновременно (помимо с джаландхарой) и с мула бандхой? » Да, может.
Можно ставить и отпускать замки в разной последовательности, но отпускать я рекомендую сверху вниз, т.е. сначала снимаем джаландхару, потому уддияну, потом мула бандху. В данном случае происходит мощный подъём пранической волны снизу вверх. Попробуйте и понаблюдайте за эффектом — сами всё поймёте:)
Удачи в практике!
Сергей, прежде всего хочу выразить благодарность за ваш сайт и информацию. Очень позновательно. В статье написано, что «Уддияна ВСЕГДА должна практиковаться с джаландхарой.» Может ли уддияна выполняться одновременно (помимо с джаландхарой) и с мула бандхой? То есть когда не два а три замка выполняются одновременно. Имеет ли в таком случае значение порядок выполнения бандх? То есть сначала выполняется верхний замок, потом средний, потом нижний, а при выходе обратный порядок — нижний, средний, верхний. Или же это не имеет значения? Или же наоборот, порядок выполнения важен, поскольку влияет на что-то. Если так, то на что?
Да, Саша, Вы всё правильно уловили
Расскажите, пожалуйста, как уловить разницу между сжатием в точке 2 и точкой 3, чтобы не перепутать (для мужчин). Ну то есть, если я эмитирую удержание мочеиспускания, значит сжимаю в точке 2, а если втягиваю анус, то это точка 3, или я что-то не так понял? (простите, если вопрос глупый, но пока мало что из прочитанного понимаю)
Во благо.
Спасибо!
а я почему то очень возбуждаюсь когда делаю это упражнение ))
Да, начинать осваивать выполнение всех трех бандх нужно ПРЕДЕЛЬНО ОСТОРОЖНО и, желательно, под руководством компетентного в этом деле человека. Именно поэтому в Хатха Йоге Прадипике йог Сватмарама и советует начинающим делать не более трех повторений за один подход.
После того, как поставив все бандхи, а потом отпустив их идет очень мощная волна в голову. Поэтому хочу предостеречь начинающих, что возможны резкие изменения восприятия. По началу лучше много повторов не делать.
А… Я сначала не врубон… Но я знаю эту технику. Она копец как пригождается когда нужно в туалет, но его поблизости нет…))) И про омолаживающий эффект и оптимизацию нервной системы эт точно)
Интересно
Вот и я делаю попытки научиться их делать.
Благо Дарю за информацию!!!!!!!!!