Дмитрий Дёмин – опытный практик и преподаватель йоги, обучавшийся у Дэвида Свенсона (аштанга-виньяса йога),
Автор обучающих программ и публикаций на тему йоги, йога-терапии, анатомии и физиологии человека.
Преподаватель московского центра йоги «Прана».
Интервью с Дмитрием Дёминым
Дмитрий, здравствуй! Спасибо, что согласился дать интервью проекту SLAVYOGA.
Ты практикуешь йогу с 2002 года, а на теперешний момент (2015 год) — это уже достаточно внушительный отрезок времени. Первый вопрос к тебе: как изменилось твое отношение к практике сегодня, по сравнению с самым началом твоей садханы?
Серёжа, привет! Да не за что!
Пожалуй, принципиально не изменилось. Изменилось то, что именно я делаю (а в этом факте нет, конечно, ничего удивительного).
Но как я начал заниматься, потому, что просто не мог не заниматься, осознавая и чувствуя, как сильно йога меняет и моё тело, и моё сознание — так и занимаюсь сейчас, потому, что не могу этого не делать, потому, что пыль и грязь из головы хочется выметать ежедневно. Чтоб плесенью там всё не покрылось.
Как я пришёл в йогу с острым пониманием, что тот негатив, что я переживаю в жизни, непосредственно связан с моим собственным состоянием сознания (и В ЭТОМ направлении нужно прикладывать усилия по изменению), так считаю и сейчас.
Как тогда намерением было в конечном счёте устойчиво осознать себя тем, кто я есть на самом деле (необусловленной любовью, умиротворением и счастьем), так оно сохраняется и сейчас, неизменным.
Дорога, конечно, получается далеко не прямая и в какие-то моменты кажется, будто бы я, напротив, только дальше и дальше ухожу от изначального целеполагания — но это только кажется. Развитие идёт по своим законам, по непредсказуемым траекториям — но всё равно идёт. Тут сомнений нет.
Ты обучался у многих выдающихся зарубежных и отечественных мастеров йоги (Дэвида Свенсона, Б.М.Сингха, Кали Рэй, В. Смирнова, А. Таишева, А.Зенченко и других). Можешь ли ты по каким-то критериям показать свою точку зрения на вопрос схожести и отличия различных методик преподавания и школ йоги, с которыми тебе довелось столкнуться на своём пути?
Я думаю, этот вопрос в основном упирается в личность конкретного преподавателя. Каждый из них — в первую очередь обычный человек. Со своими особенностями характера, слабыми и сильными сторонами, потерями и радостями. В начале ты так или иначе смотришь на них, как на людей немного из другого мира. Идеализируешь их, видишь в них то, чего не хватает тебе самому. Воспринимаешь их как носителей чего-то, тебе едва ли доступного. Короче, ставишь их на «духовный пьедестал». И я даже не скажу, что это неверный подход. Такое отношение к преподавателям стимулирует тебя самого активнее развиваться — и если это так, то всё на благо.
Постепенно, продвигаясь в практике, начиная общаться на равных с теми, кого 10 лет назад видел чуть ли не как «духовных наставников» — начинаешь всё больше замечать в них не «йогически-возвышенное» (чего порою и нет в реальности. По крайней мере, в тех объёмах, что ты сам себе о них фантазировал), а «простое», но гораздо более настоящее. Человеческое. Видеть их слабости — через свои. Замечать свои сильные стороны — наблюдая за их способностями в разных аспектах преподавания йоги.
С кем-то сближаться — по-человечески. От кого-то отдаляться, несмотря на их огромный опыт и знания в йоге. Всё острее понимая, что каждый идёт своим путём, что преподаватель, которого я давно воспринимал как учителя, может быть, проходит (с помощью своей йоги, конечно) стадии развития личности, которые я давно прошёл, а кто-то, кто учится сейчас у меня — гораздо мудрее и глубже меня, хоть пока мы с ним / с ней играем в игру «я учу — ты учишься».
Это постепенно учит принятию и определенному смирению — мне некого и незачем судить или с кем-то себя сравнивать. Кто-то занимается йогой 30 лет, но ругается матом или ест мясо? И учит при этом? Да. Потому, что БЕЗ йоги, возможно, человек не ругался бы, а сидел в тюрьме. А сейчас — всего лишь «злой йог-мясоед». И то, как он изменил своё сознание в этой жизни, превышает мои личные изменения в 10 раз, просто мы начали с разных этапов…
Так что, возвращаясь в начало, — особенности методик преподавания лежат в особенностях личности каждого преподавателя. И уважение к этим особенностям, их принятие — мне кажется очень важным. Остальное решается Мирозданием почти автоматически. Нас всё равно кармически притянет к тем учителям, которые нам нужны. С их индивидуально обусловленными методами обучения. А от других — оттолкнет. И хочется, если честно, чтобы каждый спокойно учился у тех, к кому притянулся, не сопровождая это осуждением всех остальных, «неверных» способов преподавания и «неправильных» учителей.
В чём ты видишь свои слабые стороны и откуда черпаешь вдохновение, чтобы, превозмогая их, открывать новые горизонты своих безграничных возможностей?
В преподавании йоги я недостаточно требователен и жёсток. А многих нужно стимулировать весьма интенсивно. Но я и сам, в личной практике, никогда себя не загонял. Возможно, это замедлило моё развитие. Но — а это уже точно — я избежал травм, в йоге я получил лишь пару несерьезных проблем, и то в первый год практики. Конечно, это отражается и на преподавании. Я искренне восхищаюсь горячими, активными преподавателями, которые зажигают людей и бесконечно дают им «волшебные пендели». И только рад, когда от меня люди уходят к ним, за более жёстким и интенсивным стимулом к личной практике.
Я достаточно ленив. Я мог бы делать больше в преподавании, особенно учитывая современные возможности интернета (это, правда, я надеюсь скоро изменится, планы и отчасти технические ресурсы уже формируются). Я мог бы интенсивнее практиковать сам. С другой стороны, Жизнь всё равно не даёт расслабиться и часто создает такие внешние условия, адекватное реагирование на которые является гораздо более крутой йогой, чем практика на коврике. Оттуда же и приходит вдохновение.
Я слишком хорошо знаю, насколько тотально безошибочно Мироздание. Что все мои слабости, сложности и временные «как бы падения» — это всё равно восходящий путь. По сложной и часто непредсказуемой спирали. Это препятствия, проходя которые становишься сильнее и мудрее. При этом — открывая в своём уме новые «дырки», слабые места, про которые раньше и не знал. Эти параллельные открытия и дают реакции «как бы падения». Но это работает даже на уровне физического тела.
Чем дольше мы занимаемся хатха-йогой, тем больше, в том числе, находим в себе новых слабых мест, новых перекосов в теле, которые раньше были незаметны, в менее гибком и осознанном теле. И это абсолютно точно параллелится и в процессах постепенного изменения и развития сознания.
Ну и еще одно. Когда начинаешь чувствовать, что находишься на своём месте в жизни, неплохо владеешь своим ремеслом и даже можешь кому-то этим помочь — то понимаешь, что у тебя есть своего рода «долг» перед Мирозданием. Дхарма, да. Нельзя остановиться, невозможно. Надо отдать, передать то, что дали тебе (как талант, умение, способности, удобные внешние условия для жизни и преподавания) — весь мир держится на этом. Как сердце. Оно должно во время сокращения отдать всю кровь, что получило во время предыдущего расслабления. Иначе оно разорвется и умрет. Это один из законов этого мира. И выстраивать жизнь по рельсам таких законов — разумно и верно.
Обладая большим практическим и теоретическим опытом в сфере йоги и физиологии человека, что бы ты мог со своей точки зрения порекомендовать поклонникам йоги? Что может углубить и ускорить их процесс развития в ходе йогической практики (люди, места, книги, фильмы и т.д.)?
Ну, здесь всё достаточно просто и чётко.
Люди и места: Артём Фролов и Сергей Агапкин, курсы по йогатерапии, которые они проводят и всё, с этим связанное. Там анатомии и физиологии будет более, чем достаточно.
Я тоже делал и буду продолжать делать что-то обучающее и в этой области – но глобально и максимально объёмно – лучше к Сергею или Артёму.
Лучшие с моей точки зрения книги на эту тему давно выложены
А фильмов сейчас очень много, поисковые системы интернета в помощь. Там уже и Пола Грилли можно найти, и Тома Майерса и многое другое интересное. Анатомические видео-атласы давно сняты и их тоже можно скачать.
Единственное – нужно учить английский язык. На нём написано и снято гораздо больше, чем на русском. И многое из этого никогда на русский переведено не будет, а что будет – зачастую не идеально и с ошибками. Лучше читать и слушать напрямую по-английски. Доступный объём информации увеличится в несколько раз.
Дима, в завершение интервью, что бы ты хотел сказать самое важное с твоей точки зрения относительно практики йоги человеку, читающему этот текст?
Да всё уже сказано до нас, много раз и гораздо более умными людьми. Надо заниматься. Регулярно, увлечённо и вовлечённо в процесс. Без ожидания немедленных результатов, но с позитивным отношением к практике.
Лучше – быть ежедневно вовлечённым в пространство йоги. Если и не практикуя – то читая тексты, просматривая видео, общаясь с коллегами. Поддерживая своего рода внутренний огонь.
И помимо этого, помимо практики на коврике и интеллектуального развития в пространстве йоги – учиться переносить и опыт практики, и информацию из книг и видео в свою повседневную жизнь. Чтобы практика йоги проявлялась в жизни, а жизнь снова и снова поддерживала и стимулировала нашу практику.
Для этого нужно сильное намерение – спокойная и безэмоциональная настроенность на то, чтобы в конечном итоге практика и проживание личной судьбы слились воедино, прорастая друг в друга и, создавая всё более интенсивное чувство единства нас, как существ, пока ещё осознающих себя отдельными от мира.
И пусть йога несёт умиротворение как в наше сознание, так и в жизни окружающих нас людей.
Спасибо за интересные вопросы!
Вопросы задавал Сергей Чернов
Денис, прежде чем делать поспешные выводы, узнайте человека лучше. И всегда стоит держать в голове пословицу «В чужом глазу соринку видит, а в своем бревно не замечает». Ничего личного, просто народная пословица…
Йог в очках всегда меня настораживает, тем более учительствующий 😉