Карма в переводе с санскрита означает деяние или действие. Чтобы что-то появилось (будь то здание или человек), или чтобы что-то изменить, нужно совершить определенные действия. В основе любого проявленного процесса лежат действия. Нет действий – нет ничего.
Само по себе действие не является негативным. Действия – это то, посредством чего воплощаются мысли. Именно в мыслях, т.е. в пространстве ума, рождается карма, называемая законом причины и следствия.
Карма человека – жребий судьбы
Другим переводом слова карма является жребий. Когда мы что-то делаем, это подобно посадке зерна. У нас есть ожидания, каким должен быть всход, но существует огромное количество внешних факторов (плодородие почвы, климатические условия, другие люди), которые могут нарушить естественный процесс прорастания зерна.
Поэтому карма – это жребий, вероятность наступления того или иного события. Два человека по форме могут совершить одинаковое действие (например, написать книгу), но результат получат разный: один – признание и почет, другой – насмешки и отвержение. Кто-то скажет – рок или судьба… Иные будут утверждать, что это – ошибки прошлых жизней. А кто-то – плохо сработал: выбрал не то время, не то место, не ту аудиторию, не ту тему, в конце концов.
В уме возникла идея. Человек сделал выбор в сторону реализации этой идеи и совершил определенные действия. Таким образом, он вытянул жребий. Каков этот жребий – уже следствие. Поэтому карма как религиозно-философское понятие – это закон причинно-следственной связи, проявляющейся посредством совершения действий во внешнем мире, основанных на работе ума.
Мир социальной обусловленности существует, потому что карма не останавливается на одном действии и результате от него. Результат вызывает определенную реакцию в уме. Эта реакция приводит к новым идеям и мыслям, вследствие чего человек снова совершает действие и так по кругу.
И вся проблема в том, что человек настолько увлекается, что не может уже остановиться. Мысли – действия – разочарования – снова мысли – действия – победы – опять мысли – действия и так до бесконечности. И чем больше таких цепочек, чем они запутаннее, тем тяжелее карма. Поэтому любой духовный путь начинается с очистки пространства ума.
Карма и иллюзия (майя)
Когда говорят о карме, всегда вспоминают майю (иллюзию). Два человека, живущие в одинаковых условиях, совершенно по-разному воспринимают мир и реагируют. Один радуется дождю и прыгает по лужам босиком, другой ворчит и ждет, когда снова взойдет солнце. Один тратит денежные средства, не задумываясь. Другой, сколько бы у него не было, всегда боится за завтрашний день. И так далее… Все зависит от картины мира каждого человека, сложенной из прошлого опыта своей жизни, опыта родителей, опыта среды, в которой родился, религиозных представлений и т.п. Все это и создает иллюзию, отделяющую нас от реальности.
Не деревья иллюзорны, а иллюзорны наши оценки и представления, дающие названия, формирующие определенное отношение и т.п. Не какой-то там творец на небесах создал этот мир. Сами люди непрерывной мыслительной деятельностью его создают, воссоздают, поддерживают и разрушают.
Существует только энергия – океан безграничной энергии. Когда ограниченный ум соприкасается с ее необъятностью, она устрашает его, поэтому ум выбирает только то, что ему понятно, чего он не боится, что может контролировать, обозначает это, придавая форму, размер, цвет, остальное предпочитая просто не замечать. Это и есть иллюзия или майя.
Деревья иллюзорны в том виде, в каком мы их видим. В видении насекомых, например, они совсем по-другому выглядят. А в видении шаманов и людей с более широким восприятием деревья даже говорят и двигаются. Иллюзия – это все эти представления. Сама по себе она не может являться плохой или хорошей. Это просто термин, чтобы не забывать, что чтобы ни придумал ум, это лишь субъективное восприятие мизерной доли вселенской энергии.
Когда забывания не происходит – это творчество и сотворчество. Когда мы забываем о реальности и цепляемся за свои представления, начинается карма. Когда мы еще и навязываем свои представления пусть даже собственному ребенку, это уже невежество.
Тогда возникает вопрос, а с чего все началось? Откуда взялся ум, который искажает реальность и не может остановиться? Зачем было вообще наделять человека умом, в котором заключены все проблемы, искажения, сомнения и противоречия?
Если обратиться к любому древнему писанию, все началось с желания, которое разделило целое на противоположности: познаваемое и познающее, творец и творение, внутреннее и внешнее. Это разделение положило начало творению бесчисленных вселенных и форм, и возникновению кармы.
Человек – образ и подобие Бога, обладающее всеми качествами Творца с большой буквы. Одно различие, что Творец – это последняя ступень человеческой эволюции. Он использует ум как инструмент творения, не забывая при этом об Истине. А человек – это первая ступень. Он получил этот инструмент и увлекся подобно ребенку, забывая, что это лишь инструмент, а не сама реальность.
Автор статьи —
Фото —
Редактирование и публикация материала —
Ого, Людмила, смелое высказывание! В каком-то смысле, Вы, конечно, правы, если имеете ввиду, что Всевышний воплощён в том числе и в человеке. Однако попробуйте на следующих выходных своей мыслью создать хотя-бы, например, ещё одну планету Земля 🙂 И ещё: Вы серьёзно считаете, что во всём Мироздании человек — самое прогрессивное существо? В чём Вы видите противоречие в тексте?
«Не какой-то там творец на небесах создал этот мир. Сами люди непрерывной мыслительной деятельностью его создают, воссоздают, поддерживают и разрушают», и далее «Человек – образ и подобие Бога, обладающее всеми качествами Творца с большой буквы. Одно различие, что Творец – это последняя ступень человеческой эволюции». Второе предложение противоречит первому. Или я не так поняла. Поясните. Спасибо.