Асана – это совершенная устойчивость тела, постоянство разума и благожелательность духа.
Часто можно встретить рассуждения об асане, как о любой удобной позе. Но если бы это было так, то речь шла бы только лишь об асанах удовольствия (бхагасанах), которые практически не требуют особого контроля внимания.
В начале практики, чтобы добиться устойчивости и состояния комфорта в асане, необходимо прилагать определенные усилия. По мере приобретения опыта усилие, направленное на исполнение асаны, утрачивает природу усилия, и во внутреннем пространстве сознания воцаряется состояние спокойствия и умиротворённости, когда в единое целое слиты тело, дыхание и ум.
Однако, чтобы достигнуть такого состояния, при котором в любом положении тела сознание не испытывает колебаний в виде усилия, требуются годы и десятилетия непрерывной йогической практики, сопровождающейся поддержанием высокого уровня дисциплины и отрешённости.
Анализируя интерпретацию термина асана одного из самых авторитетный источников по йоге – «Йога сутр» Патандажали, мы можем встретить следующие варианты:
Йога-шастры повествуют о том, что в природе существует 8 400 000 асан, которые Шива, отец йоги, подарил людям.
Чаще всего в различных йогических системах используется порядка 100 – 300 основных асан, которые регулярно используются в разнообразных тренировочных последовательностях. В одних системах — количество асан фиксированное, в других — происходит их постоянное обновление и адаптация к современным условиям существования человека.
Древний мудрец и йог Гхеранда в своём труде «Гхеранда-самхита» определил 32 позы как самые важные:
Благодаря этим позам человек может обрести огромное количество благ, однако только 11 из этих асан считаются ключевыми.
Именно их перечисляет йог Сватмарама в классическом тексте по йоге «Хатха Йога Прадипика»:
Среди всех перечисленных асан падмасана и сиддхасана занимают ключевую позицию, ввиду того, что их качественное освоение помогает сидеть долго в неподвижном положении, что крайне важно для освоения следующих ступеней йоги — пранаямы (контроль дыхания), дхараны (концентрации) и дхьяны (медитации).
Погружаясь в глубину самого себя, человек, практикующий йогу, достигает своим вниманием мельчайших частиц своего тела, что помогает овладеть искусством полного расслабления.
Практика асан с использованием определенных схем дыхания помогает «повернуть» сознание с внешних объектов восприятия на внутренние, открывая целую вселенную потенциальных возможностей и находок.
Такое состояние называется пратьяхара, следом за которой «разворачивается» дхарана — сосредоточение внимания на одной области, кульминацией которой является дхьяна — глубокое состояние сверхконцентрации на заданном объекте с полным отключением отвлекающих раздражителей.
Именно здесь закладывается устойчивый фундамент отрешенности — вайрагьи.
Когда достигается объединения разума тела, ума и души, тогда человек оставляет пределы мира противоположностей и выходит из-под влияния разнонаправленных тенденций: удовольствия и боли, жары и холода.
Помимо инструмента работы со своим сознанием, асана также напрямую воздействует и на физиологию физического тела. Выполнение различных поз с концентрацией усилия на том или ином участке тела приводит к активизации и улучшению функций конкретных органов. Так, например халасана и сарвангасана активируют деятельность щитовидной железы, а маюрасана — стимулирует функцию печени и поджелудочной железы.
Также ряд асан воздействует на симпатическую нервную систему, приводя к активизации, а некоторые асаны, наоборот, оказывают воздействие преимущественно на парасимпатическую нервную систему.
Еще так много асан, которые удобными не назовешь…
Нет предела человеческому совершенствованию 😉
Очень хорошее высказывание, Марина. Благодарю за красивое дополнение
На мой взгляд очень точно говорит об асанах Ошо:» Асаны Патанджали, позы на самом деле не связаны с какой либо физиологической тренировкой, они созданы для совершенствования вашего внутреннего существа, они направленны на развитие умения пребывать, ничего не делая,без движений,без какой либо активности, просто быть. Подобное пребывание поможет вам центрироваться. Чем чаще вы подчиняете себе тело, тем более великое существо рождается внутри вас, тем сильнее становится ваша сущность. И помните: если тело не двигается, то ум тоже обездвижен,потому что ум и тело едины. Они два полюса одного явления. Тело и ум не существуют отдельно друг от друга.Есть только тело-ум. Ваша личность психосоматична — она одновременно и тело, и ум. Ум- самая тонкая часть тела. Или наоборот, тело-самая плотная часть ума.»
Главное, на мой взгляд, обуздать свой ум, настроить себя на работу, и духовную , и физическую. Практика асан помогает взрастить силу воли. И если мотивация для этого достаточная, то противоборство ума вскоре отступит и мы будем обладать послушным гибким умом и телом.
Выполнение асан — это как слияние в единство разума и тела, и постепенное их обоюдное раскрепощение. И с опытом наработки понимаешь, что твой энергопотенциал и те либо иные возможности тела полностью зависят от твоих установок (т.е. установок разума).
Ещё заметила, что через определенную степень концентрации на тело, перестаешь ощущать границы последнего, и таким образом выходишь за рамки представления «кто я есть».)
Я думаю, что человек не может выстроить ту или иную асану либо ему неудобно в той или иной асане не потому, что он действительно не может, а потому, что думает, что не может. То есть его ум не пускает, а не тело. И чем дольше он ничего не делает, тем больше убеждается в этом заблуждении. Поэтому все наши усилия направлены на то, чтоб обуздать свой ум. Поэтому нам так трудно и больно.
Да, это классика, благодарю за дополнение
Не за что, Лена. Как говорил Свами Шивананда, внешний Гуру нужен только для того, чтобы помочь пробудить в себе внутреннего Гуру:)
у меня, когда приавильно отстроена асана моментально пробивает нос, если он плохо дышал.
Можно добавить афоризм Свами Шивананды: «Асана – это устойчивое положение, в котором тело и ум могут находиться в спокойном, расслабленном и умиротворенном состоянии. Асаны оказывают глубокое воздействие на физическое, психическое и духовное развитие личности».
И то, что касаемо практики: «Независимо от того, молод человек или стар, дряхл, болен или слаб, он может достигнуть совершенства во всех йогах путем практики. Совершенство вытекает из практики. Без практики как может это случиться? Только чтением священных писаний никогда не достигнуть совершенства в йоге. Ни ношение одеяния йогов, ни разговоры о практике не приводят к совершенству. Только через практику человек становится йогом. Это истина без всяких сомнений»(«Хатха Йога Прадипика», гл.1, шлоки 64-66).
единственно, что можно добавить это то, что для достижения устойчивости и комфорта в асане, особенно в самом начале практики, необходимы не только собственные усилия, но и помощь и подсказки опытного и грамотного тренера)
ps: Спасибо, Сергей! 🙂
Занимаясь йогой на интенсиве, мне казалось, что я никак не могу сконцентрироваться на асанах, мои мысли летают где-то далеко, а потом, посмотрев фото я «прочитала все по лицу», на нем было прямо написано «ушла в себя, вернусь не скоро». Мне не нравится думать правильно или неправильно я выстраиваю асану, я обращаю на это внимание в меру своих знаний, но меня больше интересует сам процесс. Каждая асана — для меня, как маленькая победа над моим неповоротливым и иногда деревянным телом. Пусть я даже на 10% «скрутилась в бараний рог», я получаю массу удовольствия от осознания того, что мое тело живое и «откликается», тянется и чувствует. 🙂
Вот тут и я соглашусь….Я так же объясняю родителям: неважно, что ваше чадо не сидит «часами» в асанах, они все равно свое возьмут, т.к.. даже касательно выполненные асаны — РАБОТАЮТ, особенно это видно на детских группах, длительно практикующих, когда в к костячку в группу приходят новички. Дети одного возраста, а они разные, то как они выходят асану, как в ней стоят, любо дорого смотреть. :))
То есть в «состоянии бескрайнего бытия» (II. 47, Б.К.С. Айенгар) уже становится неважным в какой именно асане находится тело.
Для неподготовленных людей практиковать асаны сначала и правда тяжеловато, но со временем, при руководстве квалифицированного учителя все меняется. Когда все подробно объясняют, все становится понятно и легко.
Мне тоже больше всего понравилось определение Б.К.С. Айенгара: Асана – это совершенная устойчивость тела, стабильность разума и благожелательность духа.
Всем удачи в освоении асан!
Я вот раньше думал, что асана и гимнастическая поза — это одно и то же. А оказывается, что нет. Все дело в состоянии сознания, в котором выполняется асана и в степени осознанности. Гимнастические элементы зачастую лишены компонента глубокой осознанности, что делает их внешне привлекательными, а по сути — пустыми. Мне очень понравилось высказывание Айенгара «Асана – это совершенная устойчивость тела, стабильность разума и благожелательность духа».
Хорошая подборка различных переводов санскритского термина “асана”. Об одном и том же с разных сторон. Мне больше всего понравилось определение Р. Мишра
Обычно да, хотя есть практики, которые легко совмещают йогу и тренажерный зал. Просто при полноценной практике надобность в тренажерах отпадает вообще, т.к. тренируется весь сухожильно-мышечный аппарат
Валя, это значит, что Вы на пути оптимизации процессов в собственном теле =) Просто практикуйте, соблюдая ахимсу и со временем результат придет естественным образов в виде легкости и комфорта
Анна, асаны хоть и похожи на гимнастические элементы, на самом деле ими не являются. Главно то, в каком состоянии сознания они выполняются и какой эффект в целом оказывают на человека как многомерное существо
Очень важная информация для «чайников»))))) Спасибо за статью
Интересно, никогда не смотрела на гимнастику под этим углом )) Хотя предпочитаю тяжелые анаэробные нагрузки, обязательно попробую и такой способ для своего оздоровления!
Спасибо
Статья просто супер! И фотографии красивые. Хоть у меня пока еще плохо получается множество асан, понятно куда следует стремится и на что уделять внимание в практике.
А что делать, если в асане не то что комфорт не испытываешь, а из всех сил из кожи вон лезешь, чтобы ее более-менее удеражать нужное количество времени?
Здравствуйте. Меня интересует вопрос:
Уходит ли от качки гибкость? или худые бывают гибче?
А как делать силовые асаны, если травмирован лучезапястный сустав и при нагрузке он побаливает?
Радостно, когда некоторые йогасаны начинают переходить в разряд «удобных» (бхагасаны).
=)
Асаны очень помогают выработать контроль не только над своим физическим телом, но и над вниманием. Проверено на личном опыте
Я практикую асаны уже почти 10 лет и более лучшего способа для поддержания здоровья свое тела на высоком уровне не знаю
Асана очень сильно отличается от простой гимнастической формы. В асане, в отличие от большинства гимнастических элементов происходит целенаправленная оптимизация конкретных органов, а в гимнастике важна лишь внешняя форма исполнения. Одно наука, другое — спорт
Занимаясь в группе по йоге понял одну вещь — чем человек более гибкий, тем сложнее ему практиковать йогу, т.к. постоянно надо вводить в тренировки новые сложные элементы, чтобы давать «вызов» своему телу. Человек, которые мене гибок в этом плане находится в выигрыше, т.к. у него «работают» даже самые простые вещи
Начиная практиковать асаны сразу же сталкиваешься со своими проблемами и ограничениями. Асаны выступают как лакмусовые бумажки различных отклонений в физиологии тела
А мне выполнение асан практически всегда дается с большим трудом, особенно силовые вещи, такие как бакасана или чатуранга дандасана.
A еще асаны очень хорошо помогают поправить здоровье физического тела. После нескольких месяцев практики постоянные болевые ощущения в области поясницы полностью ушли.
По своему опыту скажу, что длительная практика асан полностью изменяет человека. Меняется не только физическое тело, но и нравственные принципы, привычки, паттерны реагирования. Человек становится более осознанным и спонтанным
По мере освоения, даже самые на первый взгляд некомфортные асаны действительно становятся удобными, особенно при правильной концентрации и расслаблении. Возникает желание практиковать их снова и снова.
=)
Практиковать асаны нужно с полным погружением в себя — иначе это становится обычной гиманастикой
Регулярная и настойчивая практика асан изгоняет из ума все мысли и позволяет подчинить своей воле ранее неконтролируемые эмоции
Я занимаюсь йогой уже в течение ряда лет и каждый раз, практикуя, казалось бы, уже давно знакомую и изученную асану открываю ее по-новому. Появляется, что-ли, большая глубина понимания своего тела
Мне практика асан помогла избавиться от болевых ощущений в пояснице. Главное — это то, что нужно на первых порах обязательно заниматься с опытным учителем, потому что асанами можно и очень сильно помочь себе и также сильно еще больше навредить.
Действительно потрясающая вещь — практикуешь асаны работая с физическим телом, а воздействие распространяется и на ум, и на эмоции.
То, что асаны способствуют «повороту сознания вовнутрь» — это точно, проверенно на личном опыте
Павел, если есть желание, то обязательно научитесь. Главное в освоении асан — это регулярная и настойчивая практика
Красивое исполнения асан, я тоже так хочу научиться
Практика асан делает крепким и здоровым не только тело, но и закаляет волю и укрепляет ум, не позволяя ему «блуждать» в постоянном потоке мыслей, эмоций и страстей
Спасибо вам большое за подробное обьяснение относительно вишудха-чакры!Обязательно буду практиковать то,что Вы мне посоветовали. Всем Мира и Красоты! =)
Вика, нарушения в работе органов, находящихся на уровне горла, говорит о дисбалансевишудха-чакры . Очень хорошо с вишудхой работают асаны, в которых прана естественным образом концентрируется в области горла: сарвангасана, халасана, шашакасана, карнапидасана и другие. Также функцию органов шеи нормализует регулярная практика джаландхара-бандхи .
Все асаны замечательны.Хотелось бы больше узнать о том,если у человека несколько лет патология щитовидной железы (диффузный зоб),на какие асаны ему нужно прежде всего обратить внимание.Заранее спасибо за ответ.Всем Мира и Красоты! =)
Долгая и настойчивая практика асан полностью преображает человека, формируя у него устойчивость, терпимость, крепкую волю и целостны разум, способный к различению всевозможных заблуждений нашего мира.
Всем свет и радости.
Правильно выполненная асана — это состояние внутренней грации и целостности человеческого существа
Практикуя асаны, человек учится управлять не только своим телом, но также эмоциями и умом и личный опыт — критерий честности и самоотдачи в практике
Очень точная формулировка асаны. Комфорт в асане в большинстве случаев приходит только после нескольких лет упорной практики.
Иногда смотришь на некоторых йогов, которые делаю сверхсложные асаны и удивляешься — как возможно выполнять такие вещи без напряжения? Но по мере прогресса в практике действительно убеждаешься, что данный процесс закономерен при регулярных тренировках. Желаю всем удачной садханы!
Чтобы понять, что асана — это комфортная поза нужно практиковать не один год, а иногда не один десяток лет, но это того полностью стоит
В домашних условиях заниматься-то можно, только не с самого начала и после отработки всех элементов практики с компетентным ин =) структором
Занимаясь йогой, человек становится более гармоничным и счастливым. Это верно. =) Проверено на себе.
Как хорошо, что йогой можно заниматься не только в специально центре, но и в домашних условиях.Как заниматься йогой в домашних условиях? Я тоже про это =)
http://happy-body.org/category/uprazhneniya-dlya-zdorovya/poleznaya-yoga
Благодарю. Просто не установлен такой плагин.
Интересный блог! Вот только не пойму, почему у меня не отражается галерея популярных записей — шаблон источника это предоставляет(((