В данной публикации мы, опираясь на один из общепризнанных первоисточников по йоге, – «Хатха-йога Прадпику», пообщаемся с тобой на тему того, как избежать ловушек и сетей, умело расставленных предприимчивыми йога-бизнесменами, в которые стабильно попадают неофиты, а также определимся, как выбрать учителя по йоге, который гарантированно приведёт тебя к успеху и осязаемому результату в личной практике.
Рекомендуем к просмотру
Реальность современного информационного пространства такова, что практически в любой сфере жизни количество предоставляемых возможностей намного больше, чем может вместить в себя отдельно взятый человек. И сфера выбора своего наставника на пути развития в йоге – не исключение.
Как же определиться в таком количестве вариантов?
На самом деле, всё, как обычно, очень просто.
Праздность, леность и энергетическая затратность работы человеческого мозга, опирающаяся на относительно щадящий стиль современного эволюционного отбора и жесточайший характер социального отбора, имеющий целью формирование миролюбивых, законопослушных и легко управляемых граждан, предоставляют плодородную среду для посадки и роста различных фантастических идей.
Широкий спектр красочных представлений о происхождении человека от потомков древних могущественных Богов, снизошедших на Землю; пришельцев из космоса и параллельных реальностей, а также других разнообразных свежеприготовленных концепций, ориентированных на мозг, не способный к элементарной логике и критическому системному мышлению, как это не выглядит забавным, только подтверждают нашу прогрессивную позицию среди приматов, умело копирующих идеи и поведение признанных в обществе доминантных особей.
Думаю, что каждый, кто какое-то время осознанно работает со своим эго и программами древнего мозга (инстинктом биовыживания, инстинктом продления рода и инстинктом доминирования), согласится, что свойство человеческой природы на этапах развития, предшествующих глубокому духовному осознанию – подражание. Сначала мы подражаем своим родителями, потом учителям в школе, университете, сверстникам, которые нам симпатичны или добились успеха в том или ином деле, харизматичным кумирам, образ которых отличается от среднестатистического шаблона.
Сфера йоги в данном вопросе – не исключение.
Прежде, чем мы обретём состояние интуитивного осознания того, какая практика подходит именно для нас, нужен длительный период подражания тем личностям, которые действительно демонстрируют успех в практике йоги. И, если мы хотим накопить драгоценный опыт без телесных и психических катастроф, а также нам импонирует образ человека, на которого мы хотим стать похожими через какой-то временной период, то самым естественным и логичным путём будет простое подражание способу практики данного человека и его жизненным установкам.
«Где же здесь речь про нашу уникальность?» — можете возразить Вы. Могу Вас успокоить, что благодаря генетическим, морфологическим, физиологическим, биохимическим, психологическим, социально-экономическим, климатическим и ещё длинному ряду индивидуальных отличий, для Вас гарантированно наступит период в данном многолетнем путешествии, когда Вы осознаете, что настало время создания собственного подхода к практике йоги, учитывающего все Ваши уникальные особенности.
Итак, каковы же критерии, по которым можно выбрать учителя, который не на словах, а стилем и образом собственной жизни демонстрирует достижение успеха в практике йоги?
Поговорим сначала про хатха-йогу, как наиболее распространённую и критически важную составляющую гармоничной практики.
Сватмарама, в первоисточнике по йоге «Хатха-йога Прадипика» (шлока 78 второй главы — «Шаткарма и пранаяма») даёт чёткий ответ в отношении вопрос успеха в хатха-йоге:
«Совершенство хатха йога достигается тогда, когда имеются худощавость тела, спокойствие, проявление внутреннего звука, ясные глаза, отсутствие болезней, контроль над бинду, активный пищеварительный огонь и очищение нади».
То есть, внешние объективные признаки успеха, которые мы можем оценить визуально без дополнительных методов исследования таковы:
1. худощавость;
2. спокойствие;
3. ясный взгляд;
4. отсутствие болезней.
Получается, если кандидат на звание успешного учителя хатха-йоги не отвечает даже этим четырём критерием, то значит, он где-то недоработал и что-то здесь не то.
Однако, помимо вышеперечисленных внешних проявлений, которые достигаются практикой хатха-йоги существуют ещё и внутренние проявления, которые достигаются практикой раджа-йоги.
В шлоке 76 той же главы Сватмарама говорит: «Не может быть никакого совершенства, если хатха-йога практикуется без раджа-йоги, а раджа-йога – без хатха-йоги. Совершенство, следовательно, достигается через практику обеих».
Исходя из озвученной шлоки, можно утверждать, что тот, кто придерживается идеи о том, что практика хатха-йоги – слишком примитивный процесс, на самом деле впал в заблуждение и поддался очередной спекуляции собственного ума. Хорошо, если данное омрачение кратковременное и сопровождается правильными выводами на основании полученного отката физического здоровья и снижения адаптационных возможностей. Гораздо печальнее выглядит ситуация, когда человек «заходит в густой лес заблуждений» на годы, а иногда и до конца данного воплощения.
Но Бог с этими удобными для самооправдания человеческими глупостями, давайте заглянем ещё немного глубже в Хатха-йога Прадипику и узнаем, что Сватмарама подразумевает под термином «раджа-йога».
Опять же, мы обнаруживаем чёткий и ясный, лишённый двусмысленности и многовариантных интерпретаций, ответ: «Когда в уме, или читте, есть только одно, это называется раджа-йогой. Йог становится Ишварой…»
Можно смело утверждать, что для того, чтобы возвысить своё сознание до такого уровня, естественно, на протяжении достаточно длительного времени нужно не только практиковать асаны, но также соблюдать свод ямы-ниямы и пропустить поток своего восприятия через практику пранаямы, пратьяхары, концентрации, медитации и самадхи.
Иными словами — качественно подготовить свой физический якорь в виде органического тела, способного выдержать лавинообразно увеличивающийся уровень энергии, который неизбежно возникает от осознания собственной тождественности с Источником всего сущего.
Мы же все прекрасно знаем, что бывает с электроприбором, рассчитанным на 220 вольт, на который подают высоковольтный ток. Почему же мы так легко игнорируем такую очевидную параллель с физическим телом?
Мы затронули пласт хатха и раджа-йоги. А как же другие направления: мантра-йога, нада-йога, и, конечно же, йога с котиками 🙂
Если отбросить последний вариант и схожие с ним продукты современной суррогатной практики, можно сказать, что мантра-йога, нада-йога и весь ряд остальных способов самопостижения, требуют постоянной работы со своим умом и потому подпадают под категорию раджа-йоги.
Фактически, всё можно свести к концептуальной схеме «хатха-раджа йога», где хатха подразумевает работу с более грубыми проявлениями человеческой сущности в виде обретения контроля над физическим телом и дыханием, а раджа включает в себя спектр техник, напрямую направленных на работу с восприятием, вниманием и умом.
Надеюсь, данная беседа оказалась для вас интересной и полезной и теперь, когда Вам в очередной раз «Гуру хатха-йоги» с сахарным диабетом, язвой желудка или нездоровым цветом кожного покрова, а может быть даже «Эксперт в раджа-йоге», не способный пристально сосредоточить своё внимание на выбранном объекте концентрации хотя бы в течение 20-30 секунд будут рассказывать о быстром, уникальном и, конечно же, единственном методе Тотального Просветления, базирующимся на древней линии передачи глубоко сакрального учения, у Вас в уме сработают правильные настройки фильтров для выбора того учителя йоги, который действительно поможет вам максимально эффективно использовать время своей жизни и прийти к собственной тотальной самореализации.
Что Вы имеете ввиду под «синтез йогой»?
Пожалуйста, ваша точка зрения о синтез йоге!???