В данной публикации мы поговорим про восьмеричный путь йоги по Патанджали и в контексте этого отдельно пообщаемся на тему практики асан.
Большинство людей, увлечённых йогой знает, что Патанджали в «Йога сутрах» обозначил восьмеричный путь, который начинается ямой-ниямой, проходит через асаны, пранаяму, пратьяхару, дхарану, дхьяну и перетекает в самадхи.
Однако до сих пор наблюдается тенденция линейного восприятия данного пути практики. То есть, ещё достаточно часто можно встретить мнение, что асаны можно практиковать только после освоения ямы-ниямы, после освоения асан – начинать изучение пранаямы и так далее. Существует также ограничивающее убеждение, что асаны нужны лишь только для того, чтобы сидеть в лотосе с прямой спиной и практиковать пранаяму.
Давайте разбираться: так ли это на самом деле.
Видится, что данные мысли базируются на отсутствии системного понимания дисциплины йоги и незначительного объёма личного опыта.
Первое, на чём хочется заострить внимание.
Задайте себе простой вопрос: разве когда Вы выполняете асаны, вы не стремитесь соблюдать как минимум ненасилие и правдивость (яма), тапас и свадьхьяю (нияма), контроль дыхания (пранаяму), отвлечение от внешних объектов (пратьяхару), фокусировку внимания (дхьяну)?
Правильно, стремитесь.
То же самое касается анализа любой «ступени» по отношению к другой.
То есть получается, что линейно воспринимать «восьмеричную йогу» не совсем верно, ведь так?
Что же из этого вытекает?
Можно с большой долей вероятности предположить, что Патанджали подразумевал и рекомендовал параллельную объёмную практику всех компонентов пути йоги. И когда мы выхватываем из этой гармоничной системы один из блоков, привязываемся к нему и, например, говорим:
— я практикую только асаны как гимнастику для поддержания здоровья, духовность мне сейчас совершенно не интересна;
— я практикую мантру, она в 1584 раза эффективнее чем практика асан, поэтому нет смысла тратить время впустую;
— я практикую медитацию и мне уже давно не интересна работа с физическим телом – для меня это давно уже пройденный этап и оно всё равно умрёт в назначенный час,
то мы, на самом деле, просто соглашаемся с уловками своего собственного ума, не желающего выходить из привычной зоны комфорта, т.к. поддерживать практику всех частей йоги на протяжении жизни – это серьёзный вызов, требующий огромного количества времени, сил и постоянной осознанности.
Возвращаемся к теме практики асан, хатха-йоги в целом и тем высказываниям, которые можно услышать в отношении «более примитивных» техник работы с физическим телом.
Если вы присмотритесь к людям, регулярно практикующим шаткармы, асаны и пранаяму и к людям, игнорирующим данные жизненно необходимые части науки йоги (особенно в наше время агрессивной окружающей среды, информационного насилия и некачественного питания), то вы с лёгкостью можете проследить следующие тенденции в отношении людей, которые игнорируют хатха-йогу, считая себя уже сильно «продвинувшимися» на пути духовности:
— чаще всего они более тучные по сравнению с их братьями по разуму, оттачивающих техники хатхи;
— чаще всего у них больше проблем со здоровьем физического тела и физических ограничений, которые они умело маскируют удобной для ума оборонительной концепцией;
— чаще всего они как минимум «немного оторванные от физического и социального мира», живут в уме и привычных для них идеях о жизни, которые сложно верифицировать доступными инструментами восприятия.
Резюмируя всё выше сказанное, можно сделать разумный вывод, что для того, чтобы действительно гармонично развиваться в йоге нам просто необходимо на протяжении всей своей человеческой жизни практиковать системно все звенья механизма йоги, а для того, чтобы быть адекватными настоящему времени и иметь хорошее заземление с этим воплощённым миром, не уплывая сознанием в «прекрасные слои интегральной Вселенной» мы должны регулярно хорошенько потеть на коврике, осознавая и превозмогая с любовью ограничения своего собственного ума и подконтрольного ему физического тела.
Во благо, Василий! С ямой-ниямой не только светлее и радостнее, но также ещё и безопаснее 🙂 Удачи в практике!
Спасибо за разъяснения! Интуитивно вся суть понималась, а тут еще такая отличная подпорка! Стараюсь пришибить свои стереотипы в пользу 8 тупеней йоговской философии и практики с августа 2016 г. Светлее и радостнее жить-то стало! А идет уже 64 год.
Спасибо.
Владислав,сложны только первые шаги в практике Йоги,
тандем ум-эго всегда найдет оговорки,чтоб помешать практике
чем больше практкуете Йогу и это являеться Вашим образом жизни,
тем меньше будет влияния со стороны тандема ум-эго.
Вовсе не обязательно иметь рядом учителя Йоги,
в моем случае получил первое посвящение в Крийя Йогу и работаю ежедневно
выполняя Садхану Крийя Йоги,Свадхья-самонаблюдение Тапас-Крийи Ишварапранидхана Целостнось с Божественным вот таким образом практикую Йогу без учителя
и твердо могу сказать Учитель не являеться обязательным компонентом в практике Йоги.
НАМАСТЕ!
Согласен полностью с автором. Однако самостоятельно т.е. без учителя ёгой заниматься сложно.
Это ясно говорит Блаватская и Биргит Ломборг в книгах «Зеркало ученика».
Крум, Вы, правы, что у регулярно практикующих хатха-йогу появляется огромное количество бонусов в виде сокращения времени на сон, уменьшения потребности в еде, лёгкости в теле и других. Данная публикация служит одной цели — ещё раз напомнить о регулярности практики и о том, что наш собственный ум постоянно нас тормозит.
Намасте Сергей!
Чтож статья получилась весьма интересная,а так же попадание в ловушки ума и самскары,
имеет место быть в практике Йоги,пока люди перестанут воспринимать Йогу как нечто
модное и использовать в качестве фитнеса или как его замену.
Как в моем случае сложилась Крийя Йога Садхана:
1.Крийя Хатха Йога работа с телом 18 асан,которые выполняю утром и вечером
2.Крийя Кундалини Пранаяма работа с дыханием осознано
3.Крийя Дхьяна работа с умом и самскарами,ведь эти самскары и влияния ума очень
жестко ограничивают тело и делают его жестким.
Насчет Хатха Йоги очень нужная,даже скажу обязательная часть садханы-практики.
По своему опыту,уменьшелось время для сна,5-6 часов мне достаточно,
потребность в пище как количестве тоже уменьшилось,это в результате практики Хатха Йоги
и самонаблюдение.