Каждое живое существо желает быть счастливым, но в своей каждодневной жизни испытывает многочисленные страдания. Поэтому не живет, а находится в поиске путей избавления от своих страданий.
Когда внешние способы достижения счастья перестают удовлетворять или разочаровывают своим непостоянством, человек обращается к духовным исканиям вечного счастья и блаженства.
Все духовные традиции сходятся в том, что страдание – главная проблема человека. Но не страдание как таковое, а разделенное состояние ума, пребывающего в двойственности. Будучи подверженным такому умонастроению, человек испытывает влечения и отторжения, разделяет мир на белое и черное, правильное и неправильное, оперирует субъективными критериями оценки реальности с позиции личного опыта, личных предпочтений и коллективных представлений среды обитания.
Но в тоже время подсознательная часть ума помнит о Единстве, из которого все произошло, и в котором он пребывал до момента отделения, ощущая блаженство, защищенность, целостность и осмысленность всего существования, и стремится к этому Единству.
Чтобы осознать глубину страданий, сам корень и бессмысленность внешних способов преодоления этих страданий, все духовные традиции предлагают совершенно иной путь: чтобы обрести вечное счастье, прежде всего, нужно отказаться от временного и преходящего.
Такой подход полноценно отражен в древней и многогранной традиции Буддизма, который разделяется на две основные ветви: Хинаяна (или Малая Колесница) и Махаяна (или Великая Колесница). Основа обеих ветвей Учения одна – избавление от страданий путем отсечения того, что приводит к этим страданиям, — эго (иллюзии индивидуальной ограниченности) и вытекающих из этого омрачений ума – потребностей защиты эго и его границ и соответствующих эмоций (гнев, жадность, страх, влечения, неприятие, концепции, убеждения и т.п.).
Принципиальным отличием является подход в практике отсечения относительного. Если Хинаяна предлагает постепенный метод через осознавание и отбрасывание всех своих обусловленностей и несовершенств, и в конечном итоге, эго, то Махаяна идет к самой сути – эго, и призывает отбросить сразу эго и идею себя самого через бескорыстное служение на благо всех живых существ.
Архат и бодхисатва. Два пути к освобождению
Идеалом Хинаяны является Архат – тот, кто воистину достоин, поскольку победил самого себя – устранил свое неведение, мешающие эмоции, очистил все тенденции ума, обусловленные прошлым опытом, усмирил все страсти, желания, вожделения, гнев, освободив себя, тем самым, от страдания и перерождения в мирах сансары.
В этом контексте Хинаяна означает Малую Колесницу, поскольку она связана с личным пробуждением.
Идеалом Махаяны является Бодхисатва, что означается совершенный герой (сатва), «имеющий великую смелость» достичь Просветления, стать Бодхи – пробужденным, и перейти на «другой берег» — из сансары в Нирвану, но остаться в аду сансары, помогая всем живым существам освободиться от страданий.
В этом контексте Махаяна называется Великой Колесницей, поскольку несет освобождение всем живым существам.
Путь Архата предполагает уединение и медитацию. Все отвлечения сводятся к минимуму, поэтому данный путь, как правило, связан с монашеством и уходом от мира. Основная цель – разобраться с самим собой – «разрядить» свой ум от накопленных загрязнений, отсечь все свои привязанности, обусловленности, желания, эмоции, убеждения и т.п., отбросить все, что привязывает к сансаре, и освободится от ее оков и перерождений.
Здесь определяющей становится идея Освобождения, а мудрость (Праджня) понимается как различение, отделение «я» от того, что им не является, и в конечном итоге отбрасывание «я» как не существующего реально.
Продолжение публикации на следующей странице =>
Автор статьи — Лариса Семиколенова (Сатья)
Редактирование и публикация материала — Сергей Чернов