Аналогично тому, как в процессе обучения новому языку изучаются сначала буквы, затем слоги, слова, предложения и целые тексты, так и обучение йоге, как языку общения человеческого тела с Бесконечностью, целесообразно рассматривать от простых элементов и до объединения их в сложные конструкции.
Эволюция построения тренировочных алгоритмов практики в йоге прослеживается в следующей последовательности:
асана -> крийя (упражнение) -> виньяса (связка) -> витара (сет) -> витхи (последовательность) -> дхара (поток).
С понимание понятия
Крийя
Простая крийя (простое упражнение) – это совокупность единичной асаны и комплекса движений, при помощи которых тело практикующего приводится в положение данной асаны, а после её выполнения – выводится.
Составная крийя (составное упражнение) – это непродолжительный комплекс из логически и энергетически связанных простых крий, то есть сочетание «родственных» вариантов асан и соединяющих их вместе промежуточных движений. Каждая асана соотносится с несколькими простыми крийями. Составная крийя строится на основе энергетического сочетаний простых крий.
Две различные вариации крийи, составленных из разных последовательностей одних и тех же асан, по-разному воздействуют на энергетику и сознание практика. Именно поэтому для наработки всего возможного многообразия состояний сознания в практике йоги желательно использовать максимально возможное количество разнообразных крий, усложняя их составные компоненты по мере увеличения степени тренированности.
Таким образом, крийя (упражнение) – это аналог слога, если пользоваться метафорой изучения языка.
Виньяса (связка)
Виньяса (связка) – это выполнение асан в коротком комплексе, составленным из нескольких гармонично связанных логически и энергетически крий. Одни и те же крийи могут служить фундаментом построения нескольких разнообразных вариантов виньясы. Количество возможных виньяс намного превосходит количество возможных крий и всю совокупность асан. Виньясы, составленные по-разному из одного и того же набора крий, оказывают на энергетическую структуру практикующего разное воздействие.
Аналогично практике асан и крий, постепенный рост уровня тренированности практикующего подразумевает постепенный ввод в практику все более сложных и разнообразных виньяс.
Опять же, если провести метафору с языком, то виньяса – это правильно составленное слово.
Следует сказать, что построение виньяс основано на глубоком понимании воздействия асан на тело и сознание практикующего, и что виньясу можно составить правильно, получив осмысленное «слово» (например, йога), а можно «написать» слово, не несущее смысловой нагрузки (гаой).
Витара (сет)
Витара (сет) – выполнение асан в целостном комплексе, состоящим из нескольких виньяс. Чаще всего сет построен таким образом, чтобы он представлял собой завершенную тренировочную последовательность, которая оказывала бы разностороннюю проработку тела с акцентуацией на те или иные аспекты. Стандартный сет длится от 10 минут до часа и представляет собой удобный вариант практики для человека, который не имеет большого количества свободного времени в силу своей социальной занятости.
Чаще всего витара (сет) начинается с полного расслабления и
Витару (сет) можно рассматривать как логически связанное словосочетание.
Витхи (последовательность)
Витхи (последовательность) – это выполнение асан в тренировочном комплексе, составленным более чем из одного сета. Целесообразно включать в свою практику как можно большее количество последовательность, оказывающих разностороннюю проработку физического тела и компонентов
Последовательности могут практиковаться в концентрированном варианте, когда выполнение сетов осуществляется в едином потоке без перерыва с промежуточным коротким расслаблением между ними, и в распределенном варианте, когда сеты выполняются изолированно друг от друга в разные промежутки времени, которое человек может позволить себе на практику. При распределенном варианте каждый сет может быть использован как отдельная тренировка, которая начинается и заканчивается дыхательными и созерцательными техниками. Распределенная практика составленной длинной последовательности иногда может занимать несколько суток, если практик интенсивно «включён» в социальные взаимодействия.
Витхи – это аналог полноценного правильно составленного предложения.
Дхара (поток)
Дхара (поток) – это самый оптимальный и сбалансированный вариант выполнения асан, требующий достаточного уровня мастерства свободного владения большого количества асан. При таком режиме практики садхака понимает, какой будет следующая асана только в момент, предшествующий её выполнению. Можно сказать, что такая тренировка построена на интуитивном подходе и характеризуется предельной осознанностью и хорошо развитой чувствительностью практикующего, в результате чего на физическое тело, энергетическую структуру и сознание оказывается наиболее адекватное оптимизирующее воздействие, которое необходимо в данный период времени.
Дхара – это полноценный «текст», обладающий смысловой законченностью и транслирующий определенную информацию.
Захотелось пофилософствовать и замкнуть цепочку, а тут еще вспомнился древний символ змеи кусающей себя за хвост:
«асана -> крийя (упражнение) -> виньяса (связка) -> витара (сет) -> витхи (последовательность) -> дхара (поток)»
…и снова асана…
=)
Родосвет,какой же это поток из одной асаны?
Полезная статья в плане названий практик и целостного понимания эволюции построения тренировочных алгоритмов, к тому же полезно знать какими бывают нюансы той или иной практики выполнения асан, чтобы определить свою готовность к ним. Вопрос возник: Интересно, возможен ли поток (дхара) состоящий всего из одной асаны?
=)