Наблюдали ли Вы такую картину в отношении себя и знакомых вам людей, которые «как бы глубоко практикуют йогу»: человек уходит с головой в практику: 2 часа утром шаткармы, потом 3 часа – выполнение асан, потом час пранаямы, потом какие-то свои дела, снова практика, снова, снова и снова…. И так изо дня в день, в результате чего такой персонаж всё меньше и меньше уделяет внимания своей работе в социальном отношении, общению и глубокому взаимодействию с родными, близкими, друзьями, отвечая на возникающие вопросы, что с ним происходит в духе того, что ему стала неинтересна мирская деятельность, он потерял вкус к удовольствиям этого мира и стремится путём практики скорее выйти из колеса сансары.
Но давайте разберёмся так ли это на самом деле.
Сразу хочу сказать, что, однозначно, для некоторых людей это действительно так. Но только для некоторых, которые прожили на этом свете уже какое-то количество десятков лет, по-настоящему честно и отрешённо шли по пути самореализации, работая по мере сил и возможностей с возникающими сложностями и накопили приличный опыт осознания ограниченности человеческого способа постижения реальности.
Но согласитесь, что когда человеку 20-30 лет и он говорит о том, что утратил вкус к жизни и ныряет с головой в «практику йоги» это чаще всего похоже на бегство от решения трудностей, которыми жизнь щедро одаряет каждого человека.
А ещё это очень похоже на игру в новую роль, для которой я придумал термин «псевдодуховность»
Очень часто данное поведение — это способ обрести новую «зону комфорта» и создать иллюзию развития.
Да, конечно, благодаря такому образу жизни человек действительно может достаточно быстро научится закладывать ногу за голову, но обретёт ли он при этом более глубокое понимание своей собственной природы? Сомнительно.
Не зря один из путей йоги – это практика карма-йоги, т.е. «йога действия» в ходе проживания обычной человеческой жизни. Постоянное взаимодействие с социумом позволяет очень быстро и эффективно обнаружить и (при намерении это сделать) проработать дефекты своего ума и эго, по-настоящему расширив своё сознание и приблизившись к восприятию своей истинной природы.
Изоляция от социума и бурная псевдопрактика чаще всего приводят к гипертрофированию эго и возрастанию амбиций. Человек начинает играть роль «высокодуховного садху», «гуру», «аватара» или попросту шизотерика, который уже слишком возвысился над обычной «серой массой прозомбированных роботов», чтобы разделять с ними участь прогнившего социума.
Данный этап развития, который проходит практически каждый духовный путник, можно рассматривать как определённую точку роста, но только при наличии двух условий.
1. Человеку хватит отрешённости и ясности самостоятельно осознать всю тяжесть ситуации, в которую он сам себя вогнал.
2. Рядом будет человек, который уже получил этот опыт и способен эффективно развенчать омрачения ума такого практика.
По этому поводу в ведические времена не зря существовала система периодов человеческой жизни, которые назывались ашрамы.
Первые 25 лет человек находился в Брахмачарья ашраме, накапливая и развивая физические, ментальные и психические силы для обучения и кристаллизации ядра нравственности.
Последующие 25 (грихастха ашрам) человек активно взаимодействовал с материальными ценностями, социумом и строил свою семью.
После 50-ти летнего рубежа в ванапрастха ашраме шло завершение мирских обязанностей и постепенное отстранение от социальной активности и только в районе 75 лет человек естественным образом переходил в саньса ашрам с полным погружением в духовную практику, преодоления страха смерти и осознанию внутри себя источника вечности, который не подвластен разрушению.
Что же происходит в наше время? Очень часто под маской «человека, идущего путём духовности и совершенствования» скрывается глубокий инфант, не способный справится с банальными жизненными трудностями…
Крум, спасибо. Очень полезное дополнение.
Намасте Сергей!
Очень к месту и вовремя эта статья,Карма Йога в сочетание с Бхакта Йогой,
быстро отрезвят такую псевдодуховную практику,без искренной самоотдачи себя Богу и
служения,такой практик не продвинеться ни нашаг в практкике Йоги.
Ведь большинство людей видимо забыли,что Йога это Путь к Богу,Богореализации,
Себепознания и недаром 18-ть Тамильских Сиддхов сочетали в балансе мирское и духовное и
не отрицали семейное положение и общение с людьми.Более об этом можно прочитать в
книге Бабаджи и традиция 18-ти Сиддхов.