Категории: Йога в лицах

Интервью о йоге с Алексеем Соколовским

Алексей Соколовский — преподаватель йоги с многолетним опытом личной практики. Писатель, активный путешественник и разносторонне развитый человек, проводящий регулярные занятия и выездные групповые мероприятия по йоге в Индии, Тибете, Тайланде, Кавказе, Непале.

Алексей Соколовский рассказал slavyoga.ru о своём пути в йоге и о тонкостях практики и преподавательской деятельности.

Интервью с Алексеем Соколовским

Алексей, расскажите, как йога вошла в вашу жизнь? Что именно вас привлекло в йоге?

В районе 1999 года мне в руки попала книга-самоучитель Индры Деви «Йога для вас». С нее и началось. Сразу как-то понравилось делать предложенные там упражнения: асаны, простейшие пранаямы, медитативные техники. Поначалу сложно сказать, что именно привлекало – просто было интересно. Потом постепенно фокус внимания сместился к медитации. Только я ее понимал очень «по-своему», садился в большое кресло, одевал студийные наушники и слушал эмбиент (такая музыка без ударных, без ритма, если кто не знает), и вот так «медитировал» по часу-два. При всей доморощенности и неадекватности такого метода, видимо просто за счет расслабления пошли интересные эффекты: я терял ощущение тела, иногда в уме возникали фантастические, яркие картины чего-то невообразимого («другие миры»), иногда просто вокруг был черный космос и столп яркого света передо мной. Так я приобщился, краешком, к медитации.


Потом у меня был период жизни в далекой деревушке в предгорьях российского Кавказа – Мезмай. Там я пробовал уединиться от мира. Подарком стало знакомство с двумя людьми, Светланой и Сергеем, которые знали и практиковали йогу гораздо лучше и глубже меня, я у них учился по мере сил. В таком «ретрите», с короткими выездами в Москву «за пленкой» (я тогда фотографировал пейзажи активно), я провел около 3 лет.

В какой-то момент очень заинтересовала Индия, Тибет, я прочитал от корки до корки путеводитель по Тибету, пытался учить тибетский язык (сейчас уже все забыл). И вскоре после этого состоялась моя первая поезда в Индию, с тех пор я был там 5 раз, всегда оставался не меньше 2 месяцев, один раз – полгода. В Индии стал учиться йоге уже серьезно, регулярно, с преподавателем Смрити Чакраварти из Варанаси.

Когда вы поняли, что хотите и можете преподавать, помогать людям на йога-пути?

В какой-то момент – тогда я занимался йогой где-то года 4, наверное, или 5 сам – Смрити, на тот момент мой Гуру – сказала, что я готов и должен начать преподавать азы йоги у себя дома, в России. Что, дескать, нечего, как собака на сене, сидеть на знаниях, которые я тебе передала.

Я тогда очень сомневался, что достоин и готов преподавать. Перед первым своим уроком я долго репетировал, что буду говорить по поводу каждой асаны, составил и заучил последовательность асан и пранаям для урока. Потом, конечно, пришла способность находить нужные слова «в реальном времени» и составлять последовательности либо «на лету» (связками по 2-3 асаны), либо разу перед занятием.

Сейчас я пользуюсь последовательностями, которые составил Свами Сатьянанда Сарасвати и опубликовал в своих книгах, мне кажется, что лучше довериться опыту продвинутого мастера.

Вы инструктор с 14-летним стажем. Скажите, менялось ли за эти годы ваше понимание того, что требуется от педагога и ученика в йоге?

Менялось в понимании этого очень многое, почти все, и не раз. Единственное, что осталось от первоначального «багажа» — это желание делиться полученными и освоенными знаниями с другими людьми. При этом видение целей и методов йоги у меня с течением личной практики менялось в корне несколько раз. Поэтому я бы очень не советовал людям, которые занимались йогой 1-2 года, сразу бросаться учить других: процесс становления еще не завершен, и можно «наломать дров».



Поначалу у меня было такое понимание, что преподаватель должен показывать идеальное выполнение асан, предельную форму асаны, чтобы ученики видели эталон, и вдохновлялись, «а-ля фильм про Айенгара». Тело было на тот момент очень гибкое, и физическая форма хорошая, но такой подход буквально за пару месяцев привел к сильной усталости, и небольшой травме, растяжению в глубокой растяжке. Мне тогда пришлось сократить график преподавания до минимума, ну и подумать «о жизни», переосмыслить – сейчас я этому случаю благодарен.

В другой момент я нарабатывал навык «все время говорить», когда работал с большой группой в фитнес-центре. Такой западный (американский даже, скажем прямо) подход к ведению занятия отчасти полезен, он помогает «держать» большую группу. Но «держание» это очень поверхностное, оно в словах, а не в состоянии. Потом мне рассказал другой преподаватель, что можно медитировать на одну из верхних чакр в ходе проведения занятия, и так «транслировать» разные энергии (состояния). В принципе, этому я сейчас и стараюсь следовать – держать некое высокое состояние, и на фоне него уже что-то говорить и делать. Т.е. это как ты поднялся на вершину сам – и, видя все грани и выбоины склона, даешь другим «скалолазам» советы, как им преодолевать трудности, и что и как делать.

На данный момент я мало внимания уделяю внешней форме асан, мое глубокое убеждение – что у всех у нас разные тела, и не надо всех мерить по линейке. Не важно, под каким углом развернута стопа, важно, в каком состоянии находится ум, идет ли процесс очищения сознания, или же, наоборот, голова забита ненужной информацией, которая все множится по мере накопления «знаний».

Единственное знание, которым должен обладать преподаватель йоги – это как остановить свой ум, и выйти в Самадхи, а остальные техники, навыки, знания вторичны. Скажем, если ты хорошо знаешь анатомию, или у тебя спортивное образование, или психологическое – это хорошо, но достичь целей настоящей йоги этот никак не поможет, ни тебе, ни твоим ученикам.

Из положительных моментов хочу отметить, что (может это только мой опыт) по моим ощущениям русские люди (я имею в виду все пространство бывшего Союза, т.к. мы все – братья, и далекие родственники, в том числе с Украиной) больше, чем западные, открыты для истинного пути йоги, меньше тяготеют к гимнастике и «физухе», чем, скажем, американцы. У них заметно больше тяготение именно к «развитию», росту, успеху, чем к самопознанию, погружению вовнутрь, постижению. Это же говорят и некоторые зарубежные Учителя, тот же Муджи, например. Так что у нас (у вас) в каком-то смысле есть преимущество – используем же его!

Сегодня йога невероятно популярна на западе. С большими ли потерями, на ваш взгляд, происходит адаптация восточных практик для white mr?

Рискуя оскорбить преподавателей модных западных стилей йоги, должен сказать, что, на мой взгляд, потеря составляет 99% и на Западе, и у нас, тем более что к нам в основном приходят техники и стили с Запада: Айенгар, Виньяса, Бикрам, Акро-йога и тому подобное. Потому что изначально западными адептами (и их индийскими учителями, что еще важнее) были не поняты цели йоги, от этого следует, что и методы были выбраны неверные.

То, что сейчас продается на Западе под маркой йоги, это либо экзотическая «гимнастика йогов», либо эзотерика и религия, либо йогатерапия. Также, во всей Западной йоге слишком много физкультурности, секса, и коммерции. Я не против ни того, ни другого, ни третьего – все это имеет свое место в жизни, и уместно на своем месте, но все это имеет мало отношения к тому, чем жили великие йоги древности, и о чем вкратце написал Патанджали в своих более чем адекватных и понятных любому «Йога-сутрах».

Я знаю, есть и на Западе, и у нас вполне авторитетные преподаватели, извините, если кого упустил, но мне на ум приходят «старички» Виктор Бойко и Андрей Лапин, из молодого поколения это, конечно, Илья Журавлев, Гуру Матсьендранатх, Алексей Шеляков и другие. Также у нас теперь есть очень сильные йогатерапевты, в т.ч. Андрей Головинов и Артем Фролов – это не совсем по теме йоги, но это одновременно в большей степени йога, чем то, что часто продается в фитнес-залах и на DVD-дисках, транслируется через онлайн трансляции за деньги как йога.

То есть, я хочу сказать, что йога на Запад пришла именно так – не в какой-то отдельной «Парампаре» (традиции) – я не говорю об «Обществе Сознания Кришны» и т.п., это не йога, а религия со всеми вытекающими – а как бы осколками. Эти осколки волшебного зеркала истинной йоги и видит их сейчас у нас и на Западе искренний ищущий, если есть силы и желание искать именно настоящее. Где-то там – кружок по Рейки, здесь вот – группа по Раджа-йоге «для своих», тут – группа, которая говорит, что занимается «тантрой» — а на самом деле – настоящей полноценной йогой, просто по-своему, где-то еще – школа буддийских целителей со своими практиками, которые тоже ведут к тому-же. Есть и просто Просветленные русские люди, в том числе с лекциями на Ю-тубе выступают, или транслируют информацию от индийских и других учителей.

То есть, мне кажется, если нет возможности ехать в Индию (сейчас там тоже далеко не все йоги – настоящие, так что не обольщайтесь особо), у нас придется искать йогу буквально везде, забыв про разделение на «школы» и «стили», тем более что оно как ни крути 100% иллюзорно. И просто искать и находить ЛЮДЕЙ – по знакомым, по йога-центрам, по лекциям на ютубе и книгам – высоко реализованных людей, и пробовать делать то, что они делают. Как ни назови то, что делает Просветленный или высокодуховный человек – это будет йога. А то, что другой человек с кучей дипломов преподает в переполненном зале, может йогой вообще не являться. В наши дни, у нас, на Западе, это так, и с этим придется работать, т.к. это реалии.

В Индии сейчас стремительно идет тот же процесс, потому что люди прочитали «Путь Агхоры», походили на виньясу, сходили на «тантру» где на вдохе презервативы раздают, и у них голова пошла кругом, они с таким сумасшедшим представлением о йоге и кучей долларов и приезжают в Индию. Дальше спрос рождает предложение. Но не все еще так плохо, в целом искренний «белый мистер» даже не особо ориентирующийся в теории и практике йоги, может найти настоящего учителя или учителей и здесь, и там.

В завершение ответа на вопрос, хочу поделиться своими наблюдениями, что такие «импортные» учителя, как Муджи, Экхарт Толле, Цезарь Теруэль – явно передают истинной знание. Они могут даже не называть это йогой, но это само Сердце йоги. Есть и другие, известные и менее известные учителя, которые достигли искомого состояния и делятся своими наработками. Но в массе своей, предлагаемые как йога знания – мусор, поэтому я и говорю о 99% потери истинного знания.

«Тренировки» йоги можно найти практически в каждом спортзале, танцевальной студии. Как вы относитесь к таким практикам? Стоит ли начинающему ученику отправляться на подобные занятия?

Смотря чему он хочется научиться! Если надо сбросить лишний вес, укрепить мышцы, научиться двигаться в ритме – хорош и шейпинг, и спортзал, и беговая дорожка, и плавание, и танцы. Я таким практикам отношусь очень хорошо, т.к. сам с удовольствием бегаю по утрам, плаваю подолгу, если море рядом, раньше увлекался атлетизмом, и т.п. Но просто надо понять, что это не йога, и не ждать тех волшебных результатов, которые, например, описаны как 100% гарантированные результаты практики йоги в «Сутрах» Патанджали!

Цели и методы определяет карма, тенденция в жизни, или видение, в том числе видение целей и методов йоги. Если для кого-то йога это физкультура до седьмого пота – что с этим можно поделать? Такому человеку бесполезно приводить примеры Упанишад, Бхагават-гиты, из литературы Адвайта-Веданты, пытаясь доказать, что единственная и вся наша проблема – не в теле, а в уме, и поэтому вся практика тоже происходит в уме, и с помощью ума.

Пока перед носом человека болтается морковка «саморазвития», человек слеп. Я бы не советовал идти окольным путем тем, кто готов быстро отбросить имеющиеся заблуждения и пройти путь йоги за месяцы, за дни, за минуты, как это иногда происходит (я смотрю часто трансляции сатсангов Муджи и поражаюсь). Но тем, кто не готов развиваться быстро, через беспристрастность, через бесстрашие и незаинтересованность в мирских развлечениях – придется расти через боль и труд, потом и кровью. Потом эти люди с хохотом осознают, что пошли окольным путем – но что тут поделать.

Редки мудрецы, которые реализуют истину, только услышав о ней (скажем, почитав Бхагават-Гиту или Упанишады). Больше людей, которым придется годы медитировать, чтобы увидеть и потом укрепиться в том, что Есть всегда – чем они были всегда. Остальным массам придется пройти через «саморазвитие», через практики, через Хатха и другие вспомогательные, подготовительные йоги.

Так что и для фитнеса, и для танцев есть место. И для уроков тех преподавателей, которые путают йогу с фитнесом или танцами. Всему свое время и место. Процесс идет, и будет идти, вот тут нет сомнений.

Я бы посоветовал каждому начинающему почитать «Йога-сутры» Патанджали, он там описывает разные типы практик, разные йоги – и выбрать то, что вызывает отклик на данный момент, на сегодня.

Постепенно видение йоги и стиль будет эволюционировать. Если этого не происходит, скажем, человек 15 лет занимается одной только Хатха-йогой, это грустно, это значит человек «завис», у него нет Гуру, который подскажет, что дальше.

Какой из практик йоги вы отдаете предпочтение?

Сейчас я в основном занимаюсь медитацией, классической и «по Муджи», если так можно сказать. Это практики Раджа-йоги, «королевской» йоги, в которой вся работа идет в уме. Параллельно я практикую медитативный бег, йоговские асаны, разминки, занимаюсь Рейки и т.д. Естественно, не забываю и пранаяму, т.к. это тоже работа с умом. Но в преподавании я сейчас стараюсь найти техники, адекватные уровню и особенностям ученика\группы. То есть, я не навязываю 2-часовую медитацию человеку, который хочет размять тело и просто почувствовать себя хорошо. Поэтому предпочтение – той практике, которая нужна на сегодня, именно для конкретного человека.

Довольно забавно было бы сказать, что «я люблю стоять на голове, и это лучшая асана» — человеку, который сидеть то ровно может с трудом. Людям темперамента «Раджас», т.е. беспокойным, надо делать минимум трудоемких техник (чтобы удовлетворить свое беспокойство) и побольше успокаивающих. Людям в «Тамасе» (инертным, тяжелым на подъем и на вес) надо больше динамики, больше физкультуры, чтобы разогнать кровь, и немного медитативного. Людям в Саттве («ясности», легкости, чистоте) и так все ясно, они сам себе выбирают практики, им нужны только иногда советы, направление, может пару новых техник показать, и все.

Вы также занимаетесь целительством по японской системе Рэйки. Расскажи, как вы о ней узнали и чем она вас заинтересовала? Насколько сложное обучение этой системе?

С Рэйки я познакомился одновременно с йогой – мой первый Гуру, Смрити Чакраварти, была и Мастером Рейки. Потом я еще занимался с отечественным учителем, Виталием Кузьменко, по ряду причин заново получил у него инициации в 1 и 2 ступень, а потом также в МенЧо Рейки («Медицинское Рейки»), которое является буддистской практикой с необходимостью принятия некоторых обетов и т.п.

В Универсальном, «обычном», Рэйки обучение не сложно на первом уровне, и не очень сложно на втором. Надо только получить инициацию (посвящение), и некоторые начальные знания по практикам. Дальше идет дело техники, регулярность занятий важна. В МенЧо Рейки немного сложнее, но эта практика не для всех – кому интересно, найдет информацию и Мастера.

В какой-то момент Рейки очень сильно вошло в мою жизнь, я сильно пристрастился к этому «эгрегору», сообществу, к этой практике. Сейчас я вижу, что медитация лечит дух не хуже, а все болезни идут именно оттуда. Но я поддерживаю канал Рейки, я чувствую эту Силу, часто провожу сеансы себе, иногда друзьям, редко клиентам за деньги.

Рейки парадоксально в том смысле, что в начале чуть-чуть сложно – а потом все проще, энергия просто течет из ладоней, знания ушли в автоматизм. Голова может трещать только в первый месяц-два при освоении знаний и техник, котом все гармонизирует. Когда у вас что-то заболело – голова, живот – вы просто прикладываете руки, и это проходит, все просто. Людям интересно почувствовать, что такое Рэйки – прикладываете ручки к ним, тоже все просто, все довольны. То есть, обучение идет от сложного к простому, как, впрочем, и в йоге.

Сегодня вы организуете йога-туры. В чем их особенности? Какие положительные стороны таких практик в отличии от занятий йогой в городе?

В занятиях йогой в городе, на мой взгляд, всего два плюса – это дешевизна и удобство. То есть, вы за смешные деньги можете попробовать разные стили йоги, позаниматься у разных преподавателей, если преподаватель глупец, и дает совсем какую-то чушь и отсебятину – ну, вы уйдете тихонько из зала, и все. И через час придете домой, если не по пробкам. Здесь плюсы заканчиваются.

Чаще всего я организую йога-походы в горах, в непальских Гималаях. Это специфика! Йога-туры – это всегда не просто 1-2 недели практик йоги, а рискованное приключение, даже не в том смысле, что человек поехал в горы, потом «упал-очнулся-гипс», а то, что возможно вам не понравится то, куда вы попадаете. Это вложение значительных средств — более полутора тысяч долларов с билетами, турпакетом и проживанием\питанием — для многих очень серьезное. Обычно человек может себе позволить такой раз один, ну может, два раза в год, и по деньгам, и по загруженности на работе. А что там, в горах? Какая она, Азия? Что придумает на занятиях этот Алексей Соколовский, с которым я знаком(а) только по сайту и переписке? Это риск.

Поэтому бывают люди, которым очень нравятся мои семинары, йога-походы. Мы очень дружим, почти семья. Есть люди, которым я помог найти своё (не моё!), более продвинутое, чем раньше, ведение йоги. Есть люди, которые меня спасали в критических ситуациях в горах, которые меня выносили на руках, которым я обязан жизнью. Есть люди, для которых даже не вопрос, что они приедут на будущий год – вопрос только в какие даты и куда поедем в этот раз! Вот так бывает. А есть люди, которых мой семинар оставил равнодушным – позанимались, походили по горам, сделали фотки, улетели домой – все довольны, всем спасибо. Я рад, что человек освоил какой-то объем новых знаний, отдохнул душой и телом, не за сумасшедшие деньги при этом, ну и человек тоже рад, конечно. А есть люди, которым на 3-4 день (обычно так) в йога-туре становится тошно, многое бесит – то гостиница не нравится, то еда, то идем по тропе быстро или медленно. Такие люди начинают ссориться между собой и потом неизбежно переключаются на меня, т.к. я ведущий и «крайний» в любых проблемах. То, что проблема появляется, развивается и (иногда) умирает, не покидая ум и воображение самого человека, такой клиент обычно не догадывается, и отказывается признать. С такими людьми мы никогда больше не видимся.

Поэтому плюсы и минусы йога-туров – в том, что это вызов, это проверка, это всегда интенсив. Вот, например, на майские праздники у меня пройдет йога-тур «Спокойствие ума-2015» в районе Аннапурны. Поход сам по себе не сложный (до 3000 метров в основном), программу практик я готовлю тоже не очень требовательную. Но я заранее знаю, что у кого-то будет прорыв, кто-то попробует на вкус Самадхи и медитацию, кто-то просто очистит и укрепит тело и дух, а кто-то «обломается» и будет бунтовать, скандалить и портить настроение остальным.

Плюс в том, что Гималаи дают силу, и проверяют силу. Минус в том, что если сил совсем мало, то велик шанс устать и не получить удовольствия. Но это стоит того, и для участников, и для меня, поэтому я провожу 4-5 таких туров ежегодно, и счастлив этой возможности развиваться и помогать другим.

Ваше напутствие всем, кто практикует йогу?

Можно два совета вместо одного напутствия?

Первый – познакомиться с оригинальной литературой по йоге, с «Йога-сутрами» и «Хатха-йога прадипикой» Сватмарамы, с 12 основным Упанишадами, возможно, перечитать «Бхагават-Гиту» уже с позиций какого-то знания йоги — по-новому. Это бесценная помощь, фактически это «замена» Гуру, т.к. Гуру не обязательно должен быть во плоти и прямо вот здесь и сейчас.

Второй совет, выстраданный практикой – почти бесполезно просто делать какие-то техники, как бы хороши и мощны они не были; надо одновременно смотреть вовнутрь, наблюдать свой ум и реакции, мысли которые возникают в ходе практики – и «отпускать» все это. Когда практика второго совета приведет в видению того, о чем говорится в книгах, которые составляют первый совет – процесс йоги перейдет на новый, точнее, завершающий, виток. Вы сами, а не что-либо еще, определяете, как долго и как тяжело вам нужно будет практиковать йогу в целом, как процесс, от «Собаки мордой вниз» до Самадхи.

Тот, кто обладает знаниями и смотрит вовнутрь, а не вовне – всегда пойдет по боле короткому, прямому и приятному пути. Чего Вам и желаю, дорогой Идущий, уважаемый Практикующий!

Беседовала Olga Blanchevie

Сергей Чернов

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Required fields are marked*

Поделиться
Опубликовал
Сергей Чернов
  • Последние статьи

    Ортопедическая подушка SOMIA WAVE

    Если у вас проблемы с шеей и плохой сон, то обязательно посмотрите это видео https://www.youtube.com/watch?v=xF8BB95Cpc0…

    3 месяца ago

    Боль в спине между лопатками ушла после этих упражнений

    Если вы в течение дня много сидите с неправильной осанкой и передним положением головы, то…

    1 год ago

    Простые упражнения при защемлении седалищного нерва

    Простые упражнения на массажном мяче с последующей растяжкой помогут ослабить боль при защемлении седалищного нерва,…

    2 года ago

    Пластиковый DREVMASS

    Боль в спине и шее - актуальная проблема современного человека. Меня зовут Сергей Чернов, я…

    2 года ago

    Упражнения при остеохондрозе позвоночника

    Остеохондроз позвоночника - устаревший термин в отечественной медицине, которым ранее обозначались дегенеративные (т.е. разрушающие хрящевую…

    2 года ago

    Как победить ишиас без лекарств

    Ишиас (болевые ощущения в пояснично-крестцовой области - распространённая проблема современного человека, ведущего малоподвижный образ жизни.…

    2 года ago