Алексей Соколовский — преподаватель йоги с многолетним опытом личной практики. Писатель, активный путешественник и разносторонне развитый человек, проводящий регулярные занятия и выездные групповые мероприятия по йоге в Индии, Тибете, Тайланде, Кавказе, Непале.
Алексей Соколовский рассказал slavyoga.ru о своём пути в йоге и о тонкостях практики и преподавательской деятельности.
Интервью с Алексеем Соколовским
Алексей, расскажите, как йога вошла в вашу жизнь? Что именно вас привлекло в йоге?
В районе 1999 года мне в руки попала книга-самоучитель Индры Деви «Йога для вас». С нее и началось. Сразу как-то понравилось делать предложенные там упражнения: асаны, простейшие пранаямы, медитативные техники. Поначалу сложно сказать, что именно привлекало – просто было интересно. Потом постепенно фокус внимания сместился к медитации. Только я ее понимал очень «по-своему», садился в большое кресло, одевал студийные наушники и слушал эмбиент (такая музыка без ударных, без ритма, если кто не знает), и вот так «медитировал» по часу-два. При всей доморощенности и неадекватности такого метода, видимо просто за счет расслабления пошли интересные эффекты: я терял ощущение тела, иногда в уме возникали фантастические, яркие картины чего-то невообразимого («другие миры»), иногда просто вокруг был черный космос и столп яркого света передо мной. Так я приобщился, краешком, к медитации.
Потом у меня был период жизни в далекой деревушке в предгорьях российского Кавказа – Мезмай. Там я пробовал уединиться от мира. Подарком стало знакомство с двумя людьми, Светланой и Сергеем, которые знали и практиковали йогу гораздо лучше и глубже меня, я у них учился по мере сил. В таком «ретрите», с короткими выездами в Москву «за пленкой» (я тогда фотографировал пейзажи активно), я провел около 3 лет.
В какой-то момент очень заинтересовала Индия, Тибет, я прочитал от корки до корки путеводитель по Тибету, пытался учить тибетский язык (сейчас уже все забыл). И вскоре после этого состоялась моя первая поезда в Индию, с тех пор я был там 5 раз, всегда оставался не меньше 2 месяцев, один раз – полгода. В Индии стал учиться йоге уже серьезно, регулярно, с преподавателем Смрити Чакраварти из Варанаси.
Когда вы поняли, что хотите и можете преподавать, помогать людям на йога-пути?
В какой-то момент – тогда я занимался йогой где-то года 4, наверное, или 5 сам – Смрити, на тот момент мой Гуру – сказала, что я готов и должен начать преподавать азы йоги у себя дома, в России. Что, дескать, нечего, как собака на сене, сидеть на знаниях, которые я тебе передала.
Я тогда очень сомневался, что достоин и готов преподавать. Перед первым своим уроком я долго репетировал, что буду говорить по поводу каждой асаны, составил и заучил последовательность асан и пранаям для урока. Потом, конечно, пришла способность находить нужные слова «в реальном времени» и составлять последовательности либо «на лету» (связками по 2-3 асаны), либо разу перед занятием.
Сейчас я пользуюсь последовательностями, которые составил Свами Сатьянанда Сарасвати и опубликовал в своих книгах, мне кажется, что лучше довериться опыту продвинутого мастера.
Вы инструктор с 14-летним стажем. Скажите, менялось ли за эти годы ваше понимание того, что требуется от педагога и ученика в йоге?
Менялось в понимании этого очень многое, почти все, и не раз. Единственное, что осталось от первоначального «багажа» — это желание делиться полученными и освоенными знаниями с другими людьми. При этом видение целей и методов йоги у меня с течением личной практики менялось в корне несколько раз. Поэтому я бы очень не советовал людям, которые занимались йогой 1-2 года, сразу бросаться учить других: процесс становления еще не завершен, и можно «наломать дров».
Поначалу у меня было такое понимание, что преподаватель должен показывать идеальное выполнение
В другой момент я нарабатывал навык «все время говорить», когда работал с большой группой в фитнес-центре. Такой западный (американский даже, скажем прямо) подход к ведению занятия отчасти полезен, он помогает «держать» большую группу. Но «держание» это очень поверхностное, оно в словах, а не в состоянии. Потом мне рассказал другой преподаватель, что можно медитировать на одну из верхних чакр в ходе проведения занятия, и так «транслировать» разные энергии (состояния). В принципе, этому я сейчас и стараюсь следовать – держать некое высокое состояние, и на фоне него уже что-то говорить и делать. Т.е. это как ты поднялся на вершину сам – и, видя все грани и выбоины склона, даешь другим «скалолазам» советы, как им преодолевать трудности, и что и как делать.
На данный момент я мало внимания уделяю внешней форме асан, мое глубокое убеждение – что у всех у нас разные тела, и не надо всех мерить по линейке. Не важно, под каким углом развернута стопа, важно, в каком состоянии находится ум, идет ли процесс очищения сознания, или же, наоборот, голова забита ненужной информацией, которая все множится по мере накопления «знаний».
Единственное знание, которым должен обладать преподаватель йоги – это как остановить свой ум, и выйти в
Из положительных моментов хочу отметить, что (может это только мой опыт) по моим ощущениям русские люди (я имею в виду все пространство бывшего Союза, т.к. мы все – братья, и далекие родственники, в том числе с Украиной) больше, чем западные, открыты для истинного пути йоги, меньше тяготеют к гимнастике и «физухе», чем, скажем, американцы. У них заметно больше тяготение именно к «развитию», росту, успеху, чем к самопознанию, погружению вовнутрь, постижению. Это же говорят и некоторые зарубежные Учителя, тот же Муджи, например. Так что у нас (у вас) в каком-то смысле есть преимущество – используем же его!
Сегодня йога невероятно популярна на западе. С большими ли потерями, на ваш взгляд, происходит адаптация восточных практик для white mr?
Рискуя оскорбить преподавателей модных западных стилей йоги, должен сказать, что, на мой взгляд, потеря составляет 99% и на Западе, и у нас, тем более что к нам в основном приходят техники и стили с Запада: Айенгар, Виньяса, Бикрам, Акро-йога и тому подобное. Потому что изначально западными адептами (и их индийскими учителями, что еще важнее) были не поняты цели йоги, от этого следует, что и методы были выбраны неверные.
То, что сейчас продается на Западе под маркой йоги, это либо экзотическая «гимнастика йогов», либо эзотерика и религия, либо йогатерапия. Также, во всей Западной йоге слишком много физкультурности, секса, и коммерции. Я не против ни того, ни другого, ни третьего – все это имеет свое место в жизни, и уместно на своем месте, но все это имеет мало отношения к тому, чем жили великие йоги древности, и о чем вкратце написал Патанджали в своих более чем адекватных и понятных любому «
Я знаю, есть и на Западе, и у нас вполне авторитетные преподаватели, извините, если кого упустил, но мне на ум приходят «старички» Виктор Бойко и Андрей Лапин, из молодого поколения это, конечно, Илья Журавлев, Гуру Матсьендранатх, Алексей Шеляков и другие. Также у нас теперь есть очень сильные йогатерапевты, в т.ч. Андрей Головинов и Артем Фролов – это не совсем по теме йоги, но это одновременно в большей степени йога, чем то, что часто продается в фитнес-залах и на DVD-дисках, транслируется через онлайн трансляции за деньги как йога.
То есть, я хочу сказать, что йога на Запад пришла именно так – не в какой-то отдельной «Парампаре» (традиции) – я не говорю об «Обществе Сознания Кришны» и т.п., это не йога, а религия со всеми вытекающими – а как бы осколками. Эти осколки волшебного зеркала истинной йоги и видит их сейчас у нас и на Западе искренний ищущий, если есть силы и желание искать именно настоящее. Где-то там – кружок по Рейки, здесь вот – группа по Раджа-йоге «для своих», тут – группа, которая говорит, что занимается «тантрой» — а на самом деле – настоящей полноценной йогой, просто по-своему, где-то еще – школа буддийских целителей со своими практиками, которые тоже ведут к тому-же. Есть и просто Просветленные русские люди, в том числе с лекциями на Ю-тубе выступают, или транслируют информацию от индийских и других учителей.
То есть, мне кажется, если нет возможности ехать в Индию (сейчас там тоже далеко не все йоги – настоящие, так что не обольщайтесь особо), у нас придется искать йогу буквально везде, забыв про разделение на «школы» и «стили», тем более что оно как ни крути 100% иллюзорно. И просто искать и находить ЛЮДЕЙ – по знакомым, по йога-центрам, по лекциям на ютубе и книгам – высоко реализованных людей, и пробовать делать то, что они делают. Как ни назови то, что делает Просветленный или высокодуховный человек – это будет йога. А то, что другой человек с кучей дипломов преподает в переполненном зале, может йогой вообще не являться. В наши дни, у нас, на Западе, это так, и с этим придется работать, т.к. это реалии.
В Индии сейчас стремительно идет тот же процесс, потому что люди прочитали «Путь Агхоры», походили на виньясу, сходили на «тантру» где на вдохе презервативы раздают, и у них голова пошла кругом, они с таким сумасшедшим представлением о йоге и кучей долларов и приезжают в Индию. Дальше спрос рождает предложение. Но не все еще так плохо, в целом искренний «белый мистер» даже не особо ориентирующийся в теории и практике йоги, может найти настоящего учителя или учителей и здесь, и там.
В завершение ответа на вопрос, хочу поделиться своими наблюдениями, что такие «импортные» учителя, как Муджи, Экхарт Толле, Цезарь Теруэль – явно передают истинной знание. Они могут даже не называть это йогой, но это само Сердце йоги. Есть и другие, известные и менее известные учителя, которые достигли искомого состояния и делятся своими наработками. Но в массе своей, предлагаемые как йога знания – мусор, поэтому я и говорю о 99% потери истинного знания.
«Тренировки» йоги можно найти практически в каждом спортзале, танцевальной студии. Как вы относитесь к таким практикам? Стоит ли начинающему ученику отправляться на подобные занятия?
Смотря чему он хочется научиться! Если надо сбросить лишний вес, укрепить мышцы, научиться двигаться в ритме – хорош и шейпинг, и спортзал, и беговая дорожка, и плавание, и танцы. Я таким практикам отношусь очень хорошо, т.к. сам с удовольствием бегаю по утрам, плаваю подолгу, если море рядом, раньше увлекался атлетизмом, и т.п. Но просто надо понять, что это не йога, и не ждать тех волшебных результатов, которые, например, описаны как 100% гарантированные результаты практики йоги в «Сутрах» Патанджали!
Цели и методы определяет
Пока перед носом человека болтается морковка «саморазвития», человек слеп. Я бы не советовал идти окольным путем тем, кто готов быстро отбросить имеющиеся заблуждения и пройти путь йоги за месяцы, за дни, за минуты, как это иногда происходит (я смотрю часто трансляции сатсангов Муджи и поражаюсь). Но тем, кто не готов развиваться быстро, через беспристрастность, через бесстрашие и незаинтересованность в мирских развлечениях – придется расти через боль и труд, потом и кровью. Потом эти люди с хохотом осознают, что пошли окольным путем – но что тут поделать.
Редки мудрецы, которые реализуют истину, только услышав о ней (скажем, почитав Бхагават-Гиту или Упанишады). Больше людей, которым придется годы медитировать, чтобы увидеть и потом укрепиться в том, что Есть всегда – чем они были всегда. Остальным массам придется пройти через «саморазвитие», через практики, через Хатха и другие вспомогательные, подготовительные йоги.
Так что и для фитнеса, и для танцев есть место. И для уроков тех преподавателей, которые путают йогу с фитнесом или танцами. Всему свое время и место. Процесс идет, и будет идти, вот тут нет сомнений.
Я бы посоветовал каждому начинающему почитать «Йога-сутры» Патанджали, он там описывает разные типы практик, разные йоги – и выбрать то, что вызывает отклик на данный момент, на сегодня.
Постепенно видение йоги и стиль будет эволюционировать. Если этого не происходит, скажем, человек 15 лет занимается одной только Хатха-йогой, это грустно, это значит человек «завис», у него нет Гуру, который подскажет, что дальше.
Какой из практик йоги вы отдаете предпочтение?
Сейчас я в основном занимаюсь медитацией, классической и «по Муджи», если так можно сказать. Это практики Раджа-йоги, «королевской» йоги, в которой вся работа идет в уме. Параллельно я практикую медитативный бег, йоговские асаны, разминки, занимаюсь Рейки и т.д. Естественно, не забываю и пранаяму, т.к. это тоже работа с умом. Но в преподавании я сейчас стараюсь найти техники, адекватные уровню и особенностям ученика\группы. То есть, я не навязываю 2-часовую медитацию человеку, который хочет размять тело и просто почувствовать себя хорошо. Поэтому предпочтение – той практике, которая нужна на сегодня, именно для конкретного человека.
Довольно забавно было бы сказать, что «я люблю стоять на голове, и это лучшая асана» — человеку, который сидеть то ровно может с трудом. Людям темперамента «Раджас», т.е. беспокойным, надо делать минимум трудоемких техник (чтобы удовлетворить свое беспокойство) и побольше успокаивающих. Людям в «Тамасе» (инертным, тяжелым на подъем и на вес) надо больше динамики, больше физкультуры, чтобы разогнать кровь, и немного медитативного. Людям в Саттве («ясности», легкости, чистоте) и так все ясно, они сам себе выбирают практики, им нужны только иногда советы, направление, может пару новых техник показать, и все.
Вы также занимаетесь целительством по японской системе Рэйки. Расскажи, как вы о ней узнали и чем она вас заинтересовала? Насколько сложное обучение этой системе?
С Рэйки я познакомился одновременно с йогой – мой первый Гуру, Смрити Чакраварти, была и Мастером Рейки. Потом я еще занимался с отечественным учителем, Виталием Кузьменко, по ряду причин заново получил у него инициации в 1 и 2 ступень, а потом также в МенЧо Рейки («Медицинское Рейки»), которое является буддистской практикой с необходимостью принятия некоторых обетов и т.п.
В Универсальном, «обычном», Рэйки обучение не сложно на первом уровне, и не очень сложно на втором. Надо только получить инициацию (посвящение), и некоторые начальные знания по практикам. Дальше идет дело техники, регулярность занятий важна. В МенЧо Рейки немного сложнее, но эта практика не для всех – кому интересно, найдет информацию и Мастера.
В какой-то момент Рейки очень сильно вошло в мою жизнь, я сильно пристрастился к этому «эгрегору», сообществу, к этой практике. Сейчас я вижу, что медитация лечит дух не хуже, а все болезни идут именно оттуда. Но я поддерживаю канал Рейки, я чувствую эту Силу, часто провожу сеансы себе, иногда друзьям, редко клиентам за деньги.
Рейки парадоксально в том смысле, что в начале чуть-чуть сложно – а потом все проще, энергия просто течет из ладоней, знания ушли в автоматизм. Голова может трещать только в первый месяц-два при освоении знаний и техник, котом все гармонизирует. Когда у вас что-то заболело – голова, живот – вы просто прикладываете руки, и это проходит, все просто. Людям интересно почувствовать, что такое Рэйки – прикладываете ручки к ним, тоже все просто, все довольны. То есть, обучение идет от сложного к простому, как, впрочем, и в йоге.
Сегодня вы организуете йога-туры. В чем их особенности? Какие положительные стороны таких практик в отличии от занятий йогой в городе?
В занятиях йогой в городе, на мой взгляд, всего два плюса – это дешевизна и удобство. То есть, вы за смешные деньги можете попробовать разные стили йоги, позаниматься у разных преподавателей, если преподаватель глупец, и дает совсем какую-то чушь и отсебятину – ну, вы уйдете тихонько из зала, и все. И через час придете домой, если не по пробкам. Здесь плюсы заканчиваются.
Чаще всего я организую йога-походы в горах, в непальских Гималаях. Это специфика! Йога-туры – это всегда не просто 1-2 недели практик йоги, а рискованное приключение, даже не в том смысле, что человек поехал в горы, потом «упал-очнулся-гипс», а то, что возможно вам не понравится то, куда вы попадаете. Это вложение значительных средств — более полутора тысяч долларов с билетами, турпакетом и проживанием\питанием — для многих очень серьезное. Обычно человек может себе позволить такой раз один, ну может, два раза в год, и по деньгам, и по загруженности на работе. А что там, в горах? Какая она, Азия? Что придумает на занятиях этот Алексей Соколовский, с которым я знаком(а) только по сайту и переписке? Это риск.
Поэтому бывают люди, которым очень нравятся мои семинары, йога-походы. Мы очень дружим, почти семья. Есть люди, которым я помог найти своё (не моё!), более продвинутое, чем раньше, ведение йоги. Есть люди, которые меня спасали в критических ситуациях в горах, которые меня выносили на руках, которым я обязан жизнью. Есть люди, для которых даже не вопрос, что они приедут на будущий год – вопрос только в какие даты и куда поедем в этот раз! Вот так бывает. А есть люди, которых мой семинар оставил равнодушным – позанимались, походили по горам, сделали фотки, улетели домой – все довольны, всем спасибо. Я рад, что человек освоил какой-то объем новых знаний, отдохнул душой и телом, не за сумасшедшие деньги при этом, ну и человек тоже рад, конечно. А есть люди, которым на 3-4 день (обычно так) в йога-туре становится тошно, многое бесит – то гостиница не нравится, то еда, то идем по тропе быстро или медленно. Такие люди начинают ссориться между собой и потом неизбежно переключаются на меня, т.к. я ведущий и «крайний» в любых проблемах. То, что проблема появляется, развивается и (иногда) умирает, не покидая ум и воображение самого человека, такой клиент обычно не догадывается, и отказывается признать. С такими людьми мы никогда больше не видимся.
Поэтому плюсы и минусы йога-туров – в том, что это вызов, это проверка, это всегда интенсив. Вот, например, на майские праздники у меня пройдет йога-тур «Спокойствие ума-2015» в районе Аннапурны. Поход сам по себе не сложный (до 3000 метров в основном), программу практик я готовлю тоже не очень требовательную. Но я заранее знаю, что у кого-то будет прорыв, кто-то попробует на вкус Самадхи и медитацию, кто-то просто очистит и укрепит тело и дух, а кто-то «обломается» и будет бунтовать, скандалить и портить настроение остальным.
Плюс в том, что Гималаи дают силу, и проверяют силу. Минус в том, что если сил совсем мало, то велик шанс устать и не получить удовольствия. Но это стоит того, и для участников, и для меня, поэтому я провожу 4-5 таких туров ежегодно, и счастлив этой возможности развиваться и помогать другим.
Ваше напутствие всем, кто практикует йогу?
Можно два совета вместо одного напутствия?
Первый – познакомиться с оригинальной литературой по йоге, с «Йога-сутрами» и «Хатха-йога прадипикой» Сватмарамы, с 12 основным Упанишадами, возможно, перечитать «Бхагават-Гиту» уже с позиций какого-то знания йоги — по-новому. Это бесценная помощь, фактически это «замена» Гуру, т.к. Гуру не обязательно должен быть во плоти и прямо вот здесь и сейчас.
Второй совет, выстраданный практикой – почти бесполезно просто делать какие-то техники, как бы хороши и мощны они не были; надо одновременно смотреть вовнутрь, наблюдать свой ум и реакции, мысли которые возникают в ходе практики – и «отпускать» все это. Когда практика второго совета приведет в видению того, о чем говорится в книгах, которые составляют первый совет – процесс йоги перейдет на новый, точнее, завершающий, виток. Вы сами, а не что-либо еще, определяете, как долго и как тяжело вам нужно будет практиковать йогу в целом, как процесс, от «
Тот, кто обладает знаниями и смотрит вовнутрь, а не вовне – всегда пойдет по боле короткому, прямому и приятному пути. Чего Вам и желаю, дорогой Идущий, уважаемый Практикующий!
Беседовала