Патанжали в своем фундаментальном труде
«Яма нияма асана пранаяма пратьяхара дхарана дхьяна самадхайях аштау ангани».
Данное высказывание с санскрита можно трактовать следующим образом: нравственные предписания (
Практикующему йогу (садхаке) для достижения самореализации рекомендуется следовать нравственным ограничениям и правилам. Асана, пранаяма и пратьяхара, выступая в качестве отдельных дисциплин, все же находятся в зависимости друг от друга и только в совокупности открывают садхаке скрытые грани йоги.
Данные составляющие йоги объединяются понятием прогрессивной садханы. Первые пять ступеней йоги нуждаются в личных усилиях, направленных на развитии сознания. Дхарана, дхьяна и самадхи – это универсальные проявления йоги, являющиеся естественными состояниями (йога сварупа).