Випассана, или «медитация прозрения» (на санскрите – विपश्यन) – эффективный путь совершенствования и очищения человеческого сознания при помощи буддийской медитации. Предложенная более 2500 лет назад Буддой, випассана помогает раскрыть в человеке «высшее видение», устранив омрачения ума путём глубокого сосредоточения и отрешённого наблюдения.
Ум обычного современного человека не дисциплинирован и склонен к постоянному блужданию и отвлечению. Природная склонность ума, сопровождающаяся стремлением к пленению объектами, чувствами и мыслями ставит перед практиком, идущим путём развития осознанности, задачу формирования навыков управления поведением ума.
Випассана, как действенный метод созерцания, может оказать большую помощь в овладении искусством осознанного управления поведением ума, а, следовательно, и поведением эмоций вместе с телесными проявлениями.
Простота выполнения випассаны делает её универсальным средством избавления от страданий, которое доступно человеку любого сознательного возраста.
Существует ряд методик выполнения випассаны. В данной публикации мы остановимся на наиболее простых и доступных техниках.
3 простые техники выполнения випассаны
1-й способ — тотальное привлечение внимания к тому, что вы делаете в ходе повседневной жизни.
Когда вы идёте по улице, стремитесь полностью сфокусироваться на этом процессе: осознавайте движение ног, контакт стопы с поверхностью земли, движение рук и т.д. Старайтесь выбирать один объект для концентрации за раз, предотвращая «перескакивание» и «блуждание» ума. Например, вы можете дать себе следующую установку: «Я буду концентрироваться и осознавать движение своей правой руки в течение 5 минут, устраняя любое отвлечение».
Выделяйте в течение дня время на такой вид развития осознанности, подбирая разные форматы жизнедеятельности: мытьё посуды, прогулка с собакой, ранний завтрак и т.д. Во время практики такого варианта випассаны стремитесь остаться не вовлечённым в эмоциональную сферу, сохраняя состояние отрешённого наблюдателя. Если в вашем уме рождается мысль или идея – постарайтесь во время практики випассаны сохранить разотождествление со своим умом, наблюдая со стороны развитие ментального процесса.
2-й способ – осознавание собственного дыхания в области живота.
Глубокое и спокойное дыхание сопровождается движением грудной клетки и живота. Наиболее простой и доступный способ постоянного наблюдения за своим дыханием – это отслеживание движений живота во время вдоха и выдоха. По мере того, как степень контроля внимания в ходе наблюдения за движениями живота будет увеличиваться, вы сможете всё больше успокоить собственный ум и подойти к состоянию глубочайшего умиротворения, лишённого эмоциональной суеты.
3- й способ – осознавание дыхание в области носа.
Данный способ также подходит каждому, кто стремиться увеличить степень своей осознанности и приобрести навыки эффективного управления собственным вниманием.
Техника выполнения предельно проста: вам необходимо наблюдать за областью носоглотки, осознавая, как на вдохе поток воздуха входит через ноздри и проникает внутрь, слегка охлаждая слизистую оболочку воздухоносных путей, а на выдохе созерцайте, как наружу выходит более тёплый воздух.
Просто наблюдайте за этим процессом – и вы придёте к тому же состоянию, которое описано в предыдущей технике.
Если вы ещё только начинаете выполнять данную практику, то стремитесь к регулярности и постепенному увеличению времени тренировки. Рост вашей осознанности будет более гармоничным и стабильным, если вначале вы будете уделять несколько минут (например 5-10) выполнению этих простых техник, но регулярно (например, ежедневно), чем если вы в один день заставите себя упражняться в течение 2 часов, а потом на неделю прекратите тренировки ввиду развития мощного сопротивления ума.
Книги о випассане
Для более глубокого знакомства с практикой випассаны рекомендуем Вам ознакомиться со следующей литературой:
•
Уильям Харт «Искусство жизни. Медитация Випассана, как ее преподает С.Н.Гоенка»
•
•
Очень нужная и полезная практика, для развития и совершенствия осознаности,
по моим наблюдениям к сожалени очень мало людей делают свои действия осознанными,
большинство следует инертности и механичности в действиях.