В понимании древних проявленный мир – это иллюзия, видимость или майя. Но смысл заключен не в том, что он нереален, а в том, каким мы его видим.
Подобно тому, как из глины творятся различные предметы, так и наш видимый мир сформирован из общего океана энергии. После разрушения, предмет снова становится глиной, из которой можно слепить что-то еще. Также проявленная Вселенная и всё её наполнение временно и имеет свой конец, после которого возвращается снова в источник.
Майя – это творение, мир объектов и форм, сотворенный из единого океана энергии (Брахмана – в индуистской терминологии). Майя прекрасна и разнообразна, в ней можно найти все, что душе угодно. Но майя двойственна, ненадежна и неоднозначна: то, что на первый взгляд кажется одним, в действительности оказывается совершенно другим.
Метафорически майю называют отражением Творца в космическом зеркале энергии, который, увидев свое отражение, испытал огромную Любовь, и его Любовь оживила это отражение, сделав независимой и отдельной реальностью. Поэтому левое часто оказывается правым, когда смотришь на источник, а не на его отражение.
Майя — иллюзия мира
«Не все золото, что блестит…». Что красиво снаружи, внутри далеко не всегда оказывается таковым. И часто то, что влечёт, будучи наблюдаемым в отдалении, начинает вызывать отвращение, когда видимость (майя) рассеивается, и открывается его источник.
Являясь отражением, майя двойственна. Источник – это её основа, её суть, но то, как эта суть видится и представляется, её форма – вот это иллюзорно. И опять-таки не потому, что на самом деле не существует, а потому, что изменчиво и временно. Один и тот же человек в юности и старости – выглядит по-разному, один и тот же человек в юности и старости имеет совершенно разные представления о мире, поведение, привычки – меняется все. Но источник – его душа – остается тем же.
Не случайно имя матери Будды (на санскрите означает пробужденный) – Майя, Махамайя или Великая иллюзия – покров, скрывающий истинную сущность. Поэтому, когда родился Будда, иначе сознание пробудилось, его мать Майя умерла. Не будь Майи, не было бы и Будды. Не будь иллюзии, не было бы смысла в просветлении.
Не случайно Майя также является и матерью Будды. Майя – среда, в которой растет сознание. Вначале, как заботливая мать, она опекает и оберегает, потом, когда сознание крепнет и намеревается покинуть мир майи, стать Буддой – пробужденным, она становится злобной мачехой или навязчивой мамашей, всеми силами пытающейся удержать в своем мире.
Майя или «несуществующая» иллюзия
Иллюзия не может существовать без энергии. Поэтому она делает все возможное, чтобы затянуть в свои сети источники этой энергии. Она искушает, пугает, подавляет, восхваляет, раздает обещания – одним словом цепляет за желания и подсаживает на эмоции, за испытывание, реализацию или избавление от которых люди платят свою энергию. Ее взлеты и падения, ненависть и любовь, яд и нектар одурманивают, и путешествие души превращается в бесконечные странствия Одиссея.
Парадокс заключается в том, что сама по себе майя не существует. Она есть, пока присутствует тот, кто ее удерживает и наделяет энергией своего внимания: кто ее любит или ненавидит, кто к ней привязывается или пытается из нее выбраться. Все это – борьба с ветряными мельницами. Актёр существует, пока на него смотрят. Убери смотрящего в зеркало, и отражение исчезнет.
И это верно для всего в этом мире. Пока человеку что-то важно (проблемы, достижения, желания и т.п.), все это будет оставаться в поле его внимания, питаться его же энергией и творить свою собственную иллюзию жизни, пока не будет реализовано или отпущено.
И суть заключается не в том, чтобы бороться с майей – это бесполезно, поскольку майя – конгломерат энергий миллионов людей. Суть заключается в том, чтобы развернуть свое внимание снаружи вовнутрь и найти источник своей иллюзии. Когда источник найден, отражение перестает быть определяющим. На него можно смотреть, им можно наслаждаться, любоваться, но все это становится не более, чем игрой своих же собственных энергий.
Автор статьи —
Редактирование и публикация материала —