Каждое общество основано на иерархии. В своем стремлении к определенности, порядку и структуре, оно устанавливает целый ряд правил и ролей, предписанных для выполнения каждому его члену с целью сохранения целостности этого общества и гармонии всех его частей.
Иерархия предполагает существование классов и каст, в каждом из которых существуют свои правила. Что запрещается одним, для других становится допустимым. На первый взгляд на лицо неравенство. Но если посмотреть на ситуацию глубже, идея равенства как равного распределения ресурсов и возможностей недопустима по одному лишь факту индивидуальности каждого существа.
Для кого-то идея справедливости и ненасилия является его сутью, он своим праведным поведением показывает пример остальным, и правило внешнее для него оказывается лишним. Для другого, кто живет только из позиции – я и мои желания – нужны жесткие ограничения. Для третьего, кто сам не знает, кто он и что ему нужно, нужны четкие инструкции и предписания.
Касты по сути
В человеческих обществах, людей издавна соотносили по классам и кастам по праву рождения, забывая, что изначально данная система относилась к уровню развития сознания человека, его качествам, поведению, степени осознанности и способности управлять своим умом и энергией.
Если обратиться к древней ведической (которая сегодня известна как индуистская) кастовой системе, выделяют 4 основные касты или класса существ. Каждая каста основывается на своих законах и правилах поведения. Что для одного является благом, для другого идет во вред. Поэтому, когда человека куда-то направляли или давали какой-либо совет, прежде всего спрашивали о его принадлежности к той или иной касте.
ШУДРЫ
«Без труда не вытянешь и рыбки из пруда» (пословица)
Когда человек рождается или только начинает осваивать какое-либо дело, он еще не знает себя, своих возможностей, не знает этого мира или всей глубины деятельности, которой он занят, не знает правил и законов, в полной мере не осознает особенности взаимодействия и влияния других людей. Не понимая себя, своих желаний и порывов, а, соответственно, окружающих людей, человек не способен принимать правильные самостоятельные решения. Поэтому его направляют, обучают, объясняют правила, дают распоряжения, наделяют работой для выявления и развития тех или иных качеств.
На данном этапе он труженик, что соответствует касте шудр, тех, кто занимается служением, простым физическим трудом, выполнением определенной работы по распоряжению выше стоящих каст.
Негативное отношение к данному классу появилось лишь после того, как кастовая система стала определять людей по праву рождения. На самом деле, любой начинающий новое дело, ребенок, идущий в первый класс, молодая душа в первом воплощении и т.п. соответствуют уровню шудр.
Задача существа на данном этапе учиться, проявляя смирение и терпение. В любой ситуации, требующей решения, ему следует держаться строгих правил и предписаний. Служение, выполнение распоряжений и приказов более сведущих существ будет его
Уровень сознания касты шудры самый ограниченный. Человек определяет себя и весь мир через свою работу и ближайшее окружение, принимая за чистую монету все, что ему говорят выше стоящие лица – правители, чиновники, врачи, учителя и т.д. Для него работа – его жизнь, без которой он не представляет ни смысла, ни благосостояния.
Шудра не знает себя, поэтому ему нужны наставники и ориентиры – герои, лидеры, кумиры, боги и т.п. Он не знает природу своего ума и желаний, поэтому единственным средством успокоения ума становится следование чужой воле и простой физический труд.
Сознание такого уровня еще не обладает достаточной степенью самосознания. Оно лишь чувствует свои желания (кама) и ищет способы их удовлетворить. Поэтому оно просто выполняет свою работу, посредством чего удовлетворяет свои потребности.
Данному уровню соответствует карма йога – совершение действий без вмешательства ума (на высоких ступенях – бескорыстное (без личной выгоды) служение на благо живых существ).
Если шудрам предоставить полную свободу воли, уровнять их права с другими кастами, как говорил Ленин, что «любая кухарка сможет управлять страной», то получится Шариков из повести Булгакова «Собачье сердце».
ВАЙШЬИ
«Не учите меня жить, лучше помогите материально» (Остап Бендер)
Когда человек осваивается в новой ему среде, начинает понимать ее правила и законы, начинает осознавать, что он не один, вокруг него существуют другие люди, имеющие свои стремления и желания, что для того, чтобы что-то получить, нужно что-то отдать, он учится взаимодействию и взаимообмену. Теперь он осознал свои желания и потребности и стремится их исполнить.
Поэтому он «торговец» — вайшья. Для него все является товаром. Если у него что-то просят, он назначает выгодную для себя цену. Если он что-то просит, то предлагает что-то со своей стороны.
Человек такого уровня сознания даже духовную практику использует в качестве способа реализации своих желаний. Отсюда так много бытовой, любовной и бизнес магии, аскез и других выматывающих практик с целью получить желаемое.
Если уровень шудр подразумевал базовое состояние неведения души, то уровень вайшьи предполагает осознание своего эго и его желаний, нахождение баланса между своими желаниями и окружающей средой. Здесь человек начинает учиться использовать свой ум и логику, просчитывая свои шаги и возможные последствия, а также не забывать все те правила поведения в обществе, которые он усвоил на предыдущем уровне.
Собрав определенный опыт и знания, человек уровня вайшья начинает испытывать потребность накопить, обеспечить будущее себе и своей семье, стать уважаемым членом сообщества. Из простого служащего он переходит в ранг мастеров или становится предпринимателем, открывающим свое дело, и уже нанимает подмастерья и служащих – шудр к себе на работу.
Данному уровню соответствуют ритуалы, жертвоприношения, служения и т.п., связанные с ростом благосостояния, обретением благополучия, здоровья, потомства и т.п., а также аскезы и посты с целью обретения желаемого. Здесь сознание сконцентрировано на реализации принципа артхи – материального благосостояния и благополучия.
Как правило, люди этой касты надолго застревают на данном уровне, поскольку запросы эго никогда не кончаются: как в сказке Пушкина, вначале дворянкой, а потом и владычицей морской, повелевающей самой золотой рыбкой, исполняющей желания… И когда человека лишают приобретений данного уровня, оставляя у «разбитого корыта», или, что происходит реже, он сам пресыщается жизнью, где мотивацией выступают только желания, включается следующий уровень – работа над собой по усмирению эго и борьбы со всеми своими несовершенствами – искажениями ума, вместо реальности и жизни создающими их иллюзию. Это уровень касты воинов – кшатриев.
КШАТРИИ
«Воля – это то, что заставляет тебя побеждать, когда рассудок говорит, что ты повержен» (К.Кастанеда)
На данном этапе любая ситуация становится вызовом. И вызовом, прежде всего, себе, своим страхам, сомнениям, концепциям и представлениям, желаниям и ожиданиям, — всему, что наполняет ум, что глубоко укоренилось в сознании и психике, что через подсознание, неосознаваемые внутренние импульсы и внешние воздействия руководит поведением и поступками человека, делая его несвободным и зависимым. Эта зависимость исходит, прежде всего, от своего искаженного способа восприятия реальности, разделения всего на плохое и хорошее, приятное и неприятное, привлекательное и отталкивающее, и укоренившихся привычек реагирования.
Воин – человек непревзойденной силы духа, осознающий цель и способный справится с любыми трудностями на пути ее достижения. Воин не боится лишений. Он всегда готов сражаться за правду. Воин также умеет ждать и проявлять терпение. Воин – лидер и руководитель. С точки зрения духовного развития, воин способен усмирять все свои желания и направлять их в нужное русло. Воин владеет собой и ситуацией. Осознавая цель и путь, он способен вести за собой.
Воин никогда не спит, всегда проявляет бдительность, поскольку никогда неизвестно, какие подводные камни и мины еще остались и ждут своего часа. Воин всегда готов к сражению. Но сражается он не с другими людьми, а со своими несовершенствами. Воин духа не пытается перекроить и подстроить под себя весь мир, он работает над собой. К миру воин проявляет терпение и сострадание, поскольку у каждого существа своя дорога.
Воин терпим к окружающим, но непримирим к своим слабостям. Теперь аскеза для воина становится не способом получить желаемое, а способом освободиться от зависимостей. А все освобождаемые силы и энергии он направляет не ради личной выгоды эго, желающего утвердиться во временном мире, а на достижение единственной реальной цели существования – выхода за пределы ума, двойственности и всех ограничений, и достижения освобождения (
Задача касты воина – отвечать на вызовы Силы, не убегать с поля битвы, доводить начатое до конца, проявлять смелость и отвагу, но и уметь отступать и принимать поражение. Успешность на этапе воина – кшатрия зависит от осознанности и бдительности, способности концентрироваться на том, чем занят в данный момент времени, и всецело осознавать окружающую обстановку, как внутреннего, так и внешнего мира.
Раджа йога, цель которой – независимость от внешних факторов среды, очищение и успокоение ума, соответствует уровню сознания воина.
В обществе кшатрии – это лидеры, правители и руководители. Уровень сознания таких людей расширяется за пределы ограниченного мира себя, своей семьи, своих потребностей и желаний, их внимание охватывает все общество в целом. Такое сознание становится способным вести и организовывать целую систему. Настоящие кшатрии – служители Дхармы общества.
Воин ищет и реализует собственную дхарму. Зная и владея собой, он способен устанавливать законы для всех остальных.
Воин – тот, кто осознал проблемы и препятствия и совершает правильные действия для их устранения. Если воин действует – стратегически мысли, планирует, решает, совершает поступки, проявляет волю и личную силу, то брахман (четвертая каста) бездействует, все личное в нем стирается. Это не значит, что он ничего не делает. Брахман может быть занят каким угодно трудом: и служением, и войной, но его сознание спокойно, а ум пребывает в равновесии.
БРАХМАНЫ
«Я думал, что капля растворяется в Океане, оказалось, что Океан растворился в капле» (Руми)
Брахманы (волхвы) – это высший уровень кастовой системы – реализация духовного развития, после чего начинается Лила и Чистое Творчество. Брахман уже не сражается, потому что в нем не осталось разделения, он принимает вещи такими, какие они есть, и действует по ситуации. Сознание брахмана практически слито или по крайней мере четко настроено на Абсолют (Атман), и все его действия проистекают исходя из этого. Человек брахманического уровня сознания уже не планирует, не ставит цели. Единственная его цель и его реальность – это Абсолют. Он как бы уже там, сознанием, а его тело становится инструментом Абсолюта.
Брахман решает проблемы, исходя из своего состояния. Он чувствует и осознает свою связь со всей Вселенной, где каждый элемент вносит свою лепту. Понимая то, что любые ментальные и энергетические колебания вносят дисбаланс в систему, дхарма брахмана – принятие и сохранение спокойствия в любой ситуации.
На уровне современного общества брахманы – это духовные учителя, священнослужители, жрецы, ученые и философы, но далеко не все эти люди имеют уровень сознания брахмана. Когда религия или какое-то учение насаждается силой, это говорит о том, что на месте брахмана человек с уровнем сознания кшатрия. Когда в мире все продается и покупается, и любая духовная практика становится средством обогащения и удовлетворения своих желаний, это говорит о том, что место брахмана занимает торговец – вайшья.
Уровень брахмана самый тонкий. Он реализует мокшу, показывает путь к освобождению и поэтому уже не связан с материей, его миссия – быть инструментом Бога в поддержании баланса Вселенной. Быть инструментом – чистым проводником, т.е. достичь уровня сознания брахмана, способен тот, кто отказался от всего, что составляет и определяет человеческую личность. От всего, что является основой существования как человеческого существа – тело, пол, национальность, связи, желания, представления, ожидания, учения, концепции и т.д., и т.п. Но отказался не столько физически – на уровне тела и материального мира человек может продолжать оставаться человеком, мужчиной или женщиной, матерью, отцом, ребенком, выполнять какую-то социальную работу и т.п., — но внутри оставаться свободным от этих ролей и обусловленностей ими.
Когда понимание истины как основы всех форм и иллюзии как подмены истины определением реальности через форму проникает в сферу ума, человек становится кшатрием – воином, сражающимся с препятствиями на пути осознания истины. Когда истинное понимание становится самой сутью существования, когда Всеединство расцветает внутри человека, и «океан растворяется в капле» (Руми), человек достигает брахманического уровня сознания, становится брахманом (или по-славянски волхвом), т.е. подобным Брахману (Абсолюту).
Джняна и Бхакти йога – два пути (один через мудрость и осознанность, другой через любовь и самоотдачу), ведущие к уровню сознания касты брахмана. Реализация Лайя йоги (укоренение сознания в Атмане) говорит о брахманическом уровне сознания.
Автор статьи —
Редактирование и публикация материала —