Вирабхадрасана берет свое название от санскритских слов «вира» — герой, «бхадра» — прекрасный, благой, и
Поза воина олицетворяет собой ипостась Шивы — божества индуистского пантеона в его яростном аспекте, являясь образом воинской ярости.
В основе появления вирабхадрасаны лежит миф о жертвоприношении тестя Шивы – Дакши, самосожжении первой жены Шивы – Сати и последующим разрушении обряда жертвоприношения Шивой. Существует несколько версий данного мифа, основанного на текстах Махабхараты и пуран, однако во всех в них прослеживается один и тот же ключевой сюжет.
Дакши (тесть Шивы), олицетворял собой концепцию старого закона и порядка – строго соблюдай то, что предписано, терпи и положись на волю Всевышнего. И поэтому он недолюбливал Шиву – который олицетворял собой новый порядок, основанный на справедливости и понимании. Дакши много раз нелицеприятно отзывался о зяте, Шива же, обладая глубокой отрешенностью (
Однажды, не стерпев очередной выпад отца по отношению к мужу и того факта, что Шиву даже не удосужились пригласить на общее собрание богов – ягью (ритуал огненного жертвоприношения), Сати, глубоко оскорбленная, бросилась в жертвенный огонь.
Шива, находясь в глубокой медитации и наблюдая за сотворенным миром, прозрел данное действо. Горе, смешанное с чувством ярости воспылало в его душе, требуя справедливого возмездия. Воплощением этого праведного гнева стал Вирабхадра – тысячерукий воин, в образе которого Шива появился на место жертвоприношения. Разметав жертвенный огонь и выбросив предназначавшуюся для ритуала антилопу, он в порыве ярости оторвал Дакше голову и обратил в бегство присутствующих богов.
Шива, глубоко скорбя о Сати, отправился медитировать на гору Кайлаш. А Сати, обретя новое рождение в теле Умы Парвати, вновь покорила его сердце. Дакша же, возрожденный к жизни, предался аскезе. В результате длительных практик и постоянно взывая о прощении к Шиве, он обрел новое понимание справедливости и порядка.
Эффект вирабхадрасаны
Вирабхадрасана (поза воина) оказывает благотворное воздействие на многие части и системы организма:
— устраняет зажатость спины и плечевого пояса
— тонизирует мышцы ног, придавая им красивые очертания
— уменьшает количество жировых отложений в области таза
— оптимизирует функцию органов пищеварения
— способствует оттачиванию чувства равновесия, подготавливая практикующего к более сложным асанам
— улучшает походку и осанку
Существует несколько вариаций вирабхадрасаны.
Вирабхадрасана 1 (воин 1) по «Йога Дипике» Б.К.С. Айенгара
Техника выполнения
Анатомия позы воина 1 по Лесли Каминофф
Вирабхадрасана 2 (воин 2) по «Йога Дипике» Б.К.С. Айенгара
Техника выполнения
Анатомия вирабхадрасаны 2 по Лесли Каминофф
Вирабхадрасана 3 (воин 3) по «Йога Дипике» Б.К.С. Айенгара
Техника выполнения
Анатомия позы воина 3 по Лесли Каминофф
В методической системе yoga23 используются следующие варианты вирабхадрасаны, которые часто называются позой всадника.
Техника выполнения позы воина (вариант)
Из положения стоя шагнуть правой ногой вперед, делая угол в правом колее 90 градусов или чуть более. Полностью выпрямляя заднюю ногу, разложить нижние ребра на переднее бедро
У людей с проблемами в поясничном отделе (остеохондроз, межпозвоночные грыжи) рекомендуется вариант вытягивания корпуса по линии задней ноги, без прогиба в пояснице
У кого поясничный отдел позвоночника обладает хорошей подвижностью, можно осуществить небольшой прогиб, стремясь раскрыть грудную клетку.
Для усиления психоэнергетического эффекта в конечном положении можно использовать так называемую мудру жизни.
Выстояв необходимое количество дыхательных циклов, сделать вирабхадрасану на другую сторону.
Нюансы выполнения
— не допускайте дискомфорта в коленном суставе выпрямленной задней ноги
— таз находится в одной плоскости, перпендикулярной передней ноге
— ягодичные мышцы на одном уровне
Техника исполнения вирабхадрасаны (вариант, аналогичный воину 3 у Б.К.С. Айенгара)
Из положения стоя или из предыдущего варианта вирабхадрасаны, наклоняясь вперед и упираясь в область бедра, постараться выпрямить опорную ногу, отводя прямую противоположную ногу назад.
Если физиологический диапазон более широк, то стремимся, выпрямив руки, потянуться ими вперед, вытягиваясь макушкой головы вслед за руками
Нюансы выполнения
— опорная нога полностью выпрямлена в колене
— фокусируйте взгляд для удержания баланса в одной точке перед собой на коврике
— задняя нога, корпус и руки находятся на одной линии
— ладони на ширине плечевых суставов, направлены друг на друга
— шея расслаблена
Вы правильно сделали, что показали как выполняет Вирабадрасану замечательный мастер Б.К.С. Айенгар. Казалось бы, чего проще: возьми и повтори в точности. Но нет. Придумывают свои варианты. Мне очень интересно — зачем?!
Одна із найкращих асан для капха
Мне очень тяжело по-началу давался вариант вирабхадрасаны на одной ноге — не могла поймать баланс, тряслись мышцы и стояла в ней максимум секунд 10. После регулярных занятий поняла, что это очень важная асана для тренировки не только мышц ног, но и мышц где-то внутри спины, а также освоения равновесия
Башку открутить надо правильно… поэтому я обожаю эту позу
Прекрасная история о любви……глубокие струны души трогает….Вирабхадрасана…все о ней, а она начинает мне видеться в другом свете.
Благодаря этой информации, начинаю лучше понимать позу война……а еще есть и образное представление , в виде истории любви…Любовь и война..рядом……….!!!!)))
Есть такое выражение в йоге «чтобы научиться стоять на руках — сначала нужно правильно научиться стоять на ногах». 🙂 Вирабхадрасана (поза воина) как раз помогает в этом…
Отлично! Всё так подробно описано и поведано. *THUMBS UP* Вирабхадрасана — необходимая ступень для освоения более сложных вещей.
Очень хорошая ассана ,которая тренирует мышцы спины,но осторожно главное не переборщить:)))))