На основании внешних характеристик и определённых склонностей учителей йоги можно «просеять» через призму трёх Гун:
• тамаса (тьмы, инерции),
• раджаса (активности, страсти)
• и саттвы (света, равновесия)
Учитель йоги, который целиком пребывает в саттве, всеми своими устремлениями направлен к достижению Истины и Самореализации.
Служение своим ученикам такой наставник рассматривает как служение самому Богу, отдавая всё самое лучшее, на что он только способен на настоящий момент без следов тщеславия, гордости и эгоизма. Если и учитель, и ученик находятся под преобладанием энергии саттвы, то они одновременно обучают друг друга, будучи заинтересованными только лишь в познании собственного «Я» (атма джняна). Саттвичный учитель йоги одинаково относится ко всем своим ученикам в соответствии с их способностям и потребностям, не вознося кого-то выше других и не опуская ниже остальных.
Учитель йоги, находящийся под воздействием гуны страсти (раджаса) обычно не хочет видеть сильных и самодостаточных учеников, которые способны самостоятельно структурировать свою жизнь. Таких «Гуру» привлекает лишь постоянный рост своих последователей, на фоне которого они могут утвердить своё эго и почувствовать свою собственную значимость. Их тревожит впечатление, которое они производят на своих адептов и они даже могут серьёзно расстроиться, если ученики перестают следовать их рекомендациям и находят себе другого наставника. Такой тип учителя йоги духовно, эмоционально и материально полностью находится в плену у своих последователей. Вместо того чтобы посвятить все свои силы и отмеренное жизнью время на познание Истины, они культивируют в себе гордость, собственную значимость и стяжательство.
В отличие от саттвичного учителя йоги, раджасичный наставник всегда окружён фаворитами, находясь в атмосфере их лести и восхваления. Такой человек способен без угрызения совести открыто сплетничать о других Мастерах, высмеивая их и запрещая своим ученикам практиковать по их руководством. Корнем же данного поведения является не беспокойство о судьбе ученика, а всего лишь неуверенность в самом себе. Для такого учителя вопрос оплаты за свои занятия является одним из приоритетов его деятельности по «просвещению общества». В зависимости от степени вознаграждения они могут производить градацию в рядах своих поклонников, уделяя одним больше своего внимания, другим – меньше, а третьих – вообще игнорировать.
Учитель йоги, находящийся в плену тамаса будет воспитывать бездумных фанатов, которые без критики и осмысления будут выполнять любые его прихоти, даже неэтичные и безнравственные. Такой «учитель» способен даже поощрять наркоманию у своего ученика, оправдывая это тем, что сам Шива употреблял определённые растения для постижения собственной сути. Манипуляция людьми ради увеличения собственной власти является мотивацией для многих их действий.
Если Вы инструктор йоги, учитель или тренер, всегда стремитесь к развитию в себе качества саттвы. Если Ваша карма предполагает наличие преподавательской деятельности, то постарайтесь сделать так, чтобы Вы находились и духовно, и материально свободными от своих учеников. Направляйте все свои действия на постижение Истины и личную садхану, и описанные ловушки на пути духовного роста Вы преодолеете даже и не оглянувшись на них.
Если же Вы ученик, постигающий науку
Конечно же, темп Вашего развития у саттвичного учителя йоги будет заметно выше и Вам очень повезет (или уже повезло), если Вы найдёте (нашли) себе такого Гуру. Он на собственном опыте сможет помочь Вам не оказаться в плену у своих внутренних слабостей и откроет для вас путь к Свету и Истине.
Всегда помните о том, что действительно хороший учитель служит лишь только для достижения Вашего просветления и роста осознанности. Его цель – открыть Вашего
Стремитесь к свободе и самодостаточности, потому что Вы – это часть Всевышнего. Не отягощайте своего наставника привязанностью к его личности — всё знание Мира покоиться в Вашем сердце. Просто создайте условия для его осознания, и пусть оно само откроется Вам.
Одна из старых индийских пословиц говорит о том, что основная задача ученика заключается в том, чтобы найти Гуру, любить Гуру, а затем покинуть Гуру…
Света, Любви и Радости Вам на пути постижения Вашей внутренней сути! Истинный учитель йоги находится в сердце каждого…
Пожалуйста, Валентина. Этот ресурс для того и затевался:)
Что я и делаю, Сергей! 🙂 И мечтаю об индивидуальном инструкторе. Но иметь такого нет возможности. И спасибо Вам и Вашему сайту за предоставленную возможность заниматься по Вашим видео. 🙂
Спасибо моему учителю за его молчание. Мне радостно просто молча посидеть с ним рядом. Стоит возникнуть у меня вопросу, как я тут же понимаю, что он мне ответит и знаю что мне дальше делать. Но бывают случаи, как он одной фразой ставит мои мозги на место и я вижу события в их истинном свете. Мне повезло, у меня хороший учитель)))
Валентина, принимайте с благодарность то, что Вы имеете. У многих людей вообще возможности посещения инструктора нет…
Danke
Интересно, к какому же типу относится мой учитель йоги…? На занятиях она просто сама занимается йогой, а мы смотрим и повторяем за ней ассаны и не знаем, правильно ли мы их делаем или нет. Поэтому после занятий я прихожу домой, открываю ваш сайт, ищу нужные ассаны и изучаю по вашим описаниям и видео. Я мечтаю о таком учителе, который бы не только занимался с нами на занятиях, но и на каждого из нас хотя бы изредка обращал внимание… Или мы имеем таких учителей, которых мы заслуживаем?
Sehr gut auf den Punkt gebracht. Om, Shanti!
Благодарю, Наталья. Пожелания взаимны 🙂
Сергей, как всегда статья актуальная, четко и ёмко!Иногда даже думаю:» Как он может так формулировать ?!»)Желаю Вам сил и неиссякаемого вдохновения в постижении Истины. Ом!
Как мне понравилось- ВСЕ ЗНАНИЕ МИРА НАХОДИТСЯ В ВАШЕМ СЕРДЦЕ!!!