Для того, чтобы выйти за границы материальной природы, садхака должен хорошо ориентироваться в ее географии и составляющий ее элементах.
Природа (практрити) состоит из космического разума (махат), которому характерны три качества (гуны):
— свет (саттва)
— движение и действие (раджас)
— инерция (тамас)
Гуны, постоянно меняясь, создают безграничное многообразие форм материи.
Пракрити находит свое проявление в пяти элементах: воде, земле, огне, воздухе и эфире.
Её энергия также присутствует в пяти тонких проявлениях вкуса, запаха, формы, звука и осязаемости.
Индивидуальным проявлением космического разума (махат) служит сознание (читта).
К читте относится:
• ум (манас), который перерабатывает информацию, поступающую от пяти органов чувств (обоняние, осязание, зрение, вкус, слух) и реализует ответные импульсы при помощи пяти органов действий (рот, ноги, руки, органы выделения и репродуктивные органы)
• разум (буддхи), который обладает способностью к различению
• эго (ахамкара), маленькое, индивидуальное «я» человека
Помимо этого, человек обладает совестью (антахкарана, дхармендрийя), которая выступает вместилищем нравственных и этических принципов.
Антахкарана способствуют разделению в поведении человека и его стремлениях благое и не благое, а также помогает взращивать сознание (читту), направляя ее на совершение правильных поступков.
Согласно учению йоги, глубоко внутри каждого из нас есть неиссякаемый источник, который, в отличие от всего остального, не подвержен изменениям. Он именуется пурушей или драштри – «тем, кто видит», или «тем, кто видит правильно». Это та сила, которая дает нам возможность точного и правильного восприятия.
Таким образом, согласно представлениям йоги, пракрити и пуруша являются изначальной парой, двумя полюсами Мироздания.
Основная цель практики йоги – очистить свое восприятие и научиться управлять собой для того, чтобы пуруша смог проявиться во всей силе своего ослепительного блеска. В этот момент садхака выходит из-под власти материальной природы (пракрити) и достигает