Отрешенностью является свобода от желаний.
Обретая беспристрастность и непривязанность, человек освобождается от стремлений к любым видимым и невидимым объектам, оставаясь в стороне от искушений и включения ума, органов чувств и органов действий в процесс взаимодействия с элементами окружающего мира.
Патанджали в первой главе «
и далее указывает на то, что существует более высокое состояние вайрагьи
(ЙСП, комментарии С.С. Сарасвати)
Вайрагья (отрешённость). Объёмная классификация
Вайрагья(отрешенность) состоит из 5 этапов
1. Ятамана – обуздание чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания) и их отвлечение от наслаждения объектами, которые они воспринимают. Так как контролировать все чувства одновременно крайне сложно, то для овладения данным этапом рекомендуется последовательно брать под контроль каждое из чувств в отдельности.
2. Вьятирека – «сжигание» желаний, препятствующих движению сознания к душе, осуществляемое в результате практики строго контроля.
3. Экендрийя наступает тогда, когда пять органов действия (ноги, руки, рот, органы выделительной и репродуктивной системы) отрываются от контакта с объектом. На данном этапе ослабленные желания обнаруживаются только лишь в уме. Ум стремиться осуществить две противоположные тенденции: удовлетворить желания собственных чувств и познать Самореализацию. Когда чувства успокоены, ум естественным образом начинает притягиваться душой.
4. Вашикара приходит вместе с воспитанием равнодушия к любому виду привязанности, непривязанности и беспристрастности. К этому моменту садхака (практикующий йогу), благодаря абхьясе, подчинил себе ум, 5 чувств восприятия и 5 органов действия.
5. Из четырех предыдущих этапов развивается паравайрагья, высочайшая форма отрешенности, которая характеризуется свободой от движущих сил материальной природы (саттвы, раджаса, тамаса). Достигая паравайрагьи, садхака утрачивает заинтересованность как в себе самом, так и в тех, кто остается биться и страдать в паутине наслаждения.
Достигнув любого из этапов вайрагьи, можно с легкостью снова попасть в ловушку чувственных наслаждений и прелестей жизни. Для преодоления этих препятствий на пути йоги необходимо обладать твердостью в достижении цели и, невзирая ни на что, с рвением осуществлять свою
Во благо.
Благодарю! *BRAVO*