«Йога-сутры» Патанжали знакомят нас с пятью видами страданий, которые могут стать проблемой для йога (да и, впрочем, для любого человека) нарушающих равновесие сознания и причиняющих ему боль:
1. Авидья (отсутствие мудрости и невежество).
2. Асмита(эго, гордыня и высокомерие).
3. Рага (желание и привязанность).
4. Двеша (ненависть и неприязнь).
5. Абхинивеша (цепляние за жизнь).
Существование страданий можно обнаружить на трех уровнях: инстинктивном, эмоциональном и интеллектуальном.
Так авидья и асмитаимеют отношение к интеллекту. Гордыня вместе с отсутствием духовного знания гипертрофируют эго, вызывая тщеславие и потерю чувства равновесия.
Рага и двеша соединены с эмоциями и чувствами. Потакая собственным желаниям, садхака утрачивает гармонию ума и тела, что может закончиться развитием болезни.
Абхинивеша полностью инстинктивна. Цепляясь за жизнь, человек начинает подозревать всех вокруг в дурных помыслах и приобретает качества эгоиста.
Причины страданий находят прибежище в механизмах поведенческих реакций и в мыслях, за которые несут ответственность разные участки головного мозга.
Авидья и асмита имеют связь с передними частями мозга, которые реализуют сознательные функции. Рага и двеша – с основанием мозга, гипоталамусом. Абхинивеша связана с задними долями, которые называются «древним мозгом» и в которых хранятся самскары – скрытые подсознательные впечатления.
Задача
Только в состоянии осознанности данные проблемы для йога становятся хорошим способом тренировки отрешенности и развития самоосознания
Каким бы упорным ни был йог — «уроков» у него не убавляется, после того как приходит более глубокое понимание и видение себя.
Да Маша, ты абсолютно права. В этом и заключается закон кармы, на котором вращается колесо сансары.
С возрастанием
греховных желаний увеличивается и греховная деятельность. А вместе с этим
возрастают греховные желания – это замкнутый круг. Чем больше человек пытается удовлетворить свои желания, тем сильнее они становятся.